Сибирские огни, № 9 - 1983
пают- местные речники свой чиненный-пере- чиненный районный флот —«буксир колес ный да паром»... Движется жизнь, неоста новимая и необходимая, как речная вода. Добрые чувства вызывает чтение этой искренней книги. Может быть, многовато в ней стихов-пейзажей, стихов-зарисовок, но рядом с ними особенно отрадны стихи о лю дях — «Дедушка», «Старый бакенщик», «Дя дя Баня», «Тракторист», «Хозяин дома»... Герой этих стихотворений—люди, уверен ные в Себе и в том извечном деле, которым они заняты. Выпал обильный снег, и посвет лело лицо пенсионера дяди Вани: «Нако нец-то прибыло забот!-» Не спеша идет по полю ужинать в родной дом парень-тракто рист. А вот движутся с лугов возы с толь ко что скошенной травой: На них восседали высоко Мужчины родного села. А мимо гудящим потоком Большая дорога вела. Возницы домой не спешили, Должно быть, жалели коней, А, может, несуетно жили В степной деревеньке своей. («В о з ы»). Эта неспешность, несуетность передается читателю большинства стихов В. Новикова. Но -поэт далек от того, чтобы в сельской ти ши забыть о проблемах нашего грохочущего река: Земля боев, земля потерь Снегами белыми покрыта. Прошли Года, но и теперь Беда людская не забыта! («П а м я т ь»). Даже в самой природе иногда видится не кое грозное предупреждение — вдруг не ожиданно, «доброму дню вопреки» подня лась в степи пыльная буря: И становились угрюмыми Лошади, люди, леса. Самыми черными думами Ночь застилала глаза. («В и х р и»). Потому-то и признается лирический герой: его. душа «тревожится за всех». Он «стал намного старше», он не просто любуется родным краем и населяющими его людьми (как это было в первой книге), он сопере живает всему увиденному, стремится глуб же осмыслить самые истоки жизни. Говорят, вторая книга поэта —самая важ ная и самая.трудная. Видимо, в большинст ве случаев так оно и есть. Если книга пер вая может, получиться на всплеске, на едином дыхании, на искренности и непосред ственности, то от второй читатель вправе требовать плюс ко всему перечисленному и большей степени.мастерства, и (что в конеч ном итоге главное) более высокой ступени позцания мира, Закрывая вторую книгу омского поэта, приходишь к мысли, что она состоялась, что она нужна нам. А. ЛЕЙ Вадим Дементьев. Пламя поэзии, М., «Мо лодая гвардия», 1982. Вадим Дементьев. Держатели огня, М„ изд-во «Знание», 1982. Многонациональный характер советской поэзии—-вот тема, глубоко занимающая. криТ^а Вадима Дементьева. . Эта-тема интересуе'г его •не просто как совокупность фактов, но как общая мысль, общая важнейшая черта современного лите ратурного процесса. Прошло то время, когда успехи нацио нальных литератур радовали нас в основ ном как признаки культурного роста, как свидетельство успехов нашей национальной политики. Писатели многих народов, насе ляющих страну, пользуются теперь широкой общесоюзной известностью, активнейшим образом влияя на духовную жизнь всех на родов СССР. ч «Последние два-три десятилетия,— пишет В. Дементьев в книге «Держатели огня», в сжатом виде излагая свою общую пози цию,— особенно ярко стал наблюдаться вы ход национальных литератур за сферу... «языковой досягаемости», то есть расшире ния той или иной литературы, приобщения ее к достижениям общелитературного про цесса страны. Тем самым углубляется тен денция к взаимовлиянию и взаимообогаще- нию литератур, поиск новых стилевых на правлений р национальных форм». Сжатый очерк творчества таких крупных поэтов, как Мустай Карим, Алим Кешоков, Расул Гамзатов, Николай Дамдинов, Яков Ухсай, Семен Данилов, убедительно показы вает, как самобытность национального ха рактера и культуры обогащает современную советскую поэзию, ее общую проблематику, как своеобразно и органически взаимодейст вуют в творчестве каждого из этих поэтов народные и общекультурные традиции, ори гинальность и влияние русской и советской классики. Конечно же, без этих и других выдающихся поэтических имен картина се годняшней литературной жи^ни не полна, и критику, анализирующему общее состояние советской поэзии, необходимо овладеть ис кусством исследования стиха как взаимо действия различных национальных культур, включая русскую культуру. Такую зада чу поставил в своей работе Вадим Демен тьев. В книге «Пламя поэзии» к этому присое диняется еще другая задача: осветить «тер- ра инкогнита», именуемую «молодой совет ской поэзией». Она растет по всей стране сотнями новых книг и имен, вызывая пока сдержанное, а порою и скептическое отно шение со стороны критики. В. Дементьев хорошо чувствует небезос- нoвafeльнocть такого отношения; он призна ет, что в 70-е годы молодая советская поэзия «несколько замедлила свое движение, стала «пробуксовывать» на одних и тех же инто нациях, монотонно перепевать одни и те же темы»; он не отрицает, что многим ее пред ставителям присуща некая инфантильность, поверхностный лиризм. «Мне кажется,—за мечает критик,—что иные молодые авторы еще не нашли какой-то главной для себя те мы, сквозной радости или боли, от которых бы окреп, стал уверенным их ломающийся голос». Тем настоятельнее чувствует В. Де ментьев свой долг открывать то свежее, ценное, перспективное, что есть в новой но- росли советских поэтов. И здесь критика яе устраивает позиция стороннего наблюдате ля; его работа включает в себя прямой, личный контакт с поэтами-сверстниками на огромном пространстве страны; он выступа ет в роли «полпреда» молодой поэзии, ее
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2