Сибирские огни, № 9 - 1983
Проблемы счастья человеческого остро стоят и в повести «Ищи в себе». В ней рас сказывается о вспыхнувшей вдруг любви двух уже немолодых людей. Председатель рабочкома совхоза вместе с одной из доярок едет по профсоюзной путевке за границу. Зубакин и Маша (так зовут героев) глянут ся друг другу, проникаются взаимным чув ством. Группа прибывает из Сибири в Моск ву, откуда их путь после небольшого отды ха в столице ляжет за рубеж. В Москве —г гостиница, уютный номер, бутылка дорогого вина, которую припас Зубакин,—■чтоб все, как у людей. Затем щекотливый разговор с полунамеками. Что-то в Зубакине тут же начинало про тивиться его собственному поступку, кто-то настойчиво повторял внутри: «Что же ты делаешь, Федор?» Впрочем, то же самое сказала ему и Маша. Эти мысли и слова ее «отрезвили Федора Ильича». Ничего такого с героями, повести в дальнейшем не проис ходит, и не потому, что они раз и навсегда осознали, что так поступать нехорошо, нель зя, не велено, или разонравились друг дру гу. Нет, Маша даже опасается, что если та кое повторится, то она «уступит ему, он ведь ей совсем не противный». Мучит обоих другое: чувство нелепости, неестественности происходящего, придуманности. И Федор Ильич и Маша — натуры чи стые, нравственно здоровые, их чувства не есть кратковременный эмоциональный ¿тресс, разрядка от делового напряжения. Вот почему, с одной стороны, принимая условия «деловой» любви (раз так положе но, раз об этом на полном серьезе пишут в толстых книгах, показывают по телевизору), с другой — герои В. Мурзакова непроизволь но восстают против этих же условий, ибо в полной мере отдают себе отчет в глав ном —в ответственности за свои чувства и поступки, ответственности, не замыкающей ся на них самих. Ни измен, ни двойной жизни в повести В. Мурзакова нет, а в ровное и сильное, хоть в конечном итоге и безрезультатное, чувство, владеющее ее героями, в подлин ность и красоту этого чувства веришь. Но было бы ошибкой ограничить повесть «Ищи в себе» только любовной коллизией, только отношениями Зубакина и Маши. Рассказывая о любви двоих, писатель в то же время показывает ряд судеб, так или иначе соприкасающихся с главными героями. Бо'лее того, с помощью такой частной, ка залось бы, истории, благодаря своей способ ности за деталью, рядовой житейской под робностью увидеть нечто гораздо большее, писателю удается создать зримый облик современного сельскохозяйственного рабоче го. Даже не выдвигая на передний план хо зяйственных проблем, В. Мурзаков. дает, к тому же, представление о жизни современ ного совхоза. СЕРГЕЙ ШАМАЕВ Владимир Новиков. Дом над рекой. Стихи. Омск, Омское кн. изд-во, 1982. Есть у Николая Рубцова строки: ...Я слыш> печальные звуки, Которых не слышит никто... Строки эти можно было бы поставить эпи- графом к недавно вышедшей" книге омского поэта Владимира Новикова «Дом . наД ре кой». Только, пожалуй, слово «печальные»', столь присущее полной Нелегких предчувст вий лирике Н. Рубцова, в данном случае стало бы неуместным: печаль нового сбор ника В. Новикова настолько светла, что ее и печалью-то не назовешь. Однако эпиграф остался бы верен в другом, главном,— ом ский поэт слушает звуки своей «малой ро дины» обостреннЬ и внимательно. Р{о есть в книге стихи, где образ звука сливается с образом лирического героя, та ково стихотворение «Ставень». Скрип «сча-' стливой дверцы» —ставня —сопровождал человека долгие годы, слишком о Мйогом напоминает он теперь сердцу: ...Шел с войны — и в окно постучался, Тот же ставень за Стенкой скрипел. Мир полон звуков — негромких, - но<за- ■ гадочных и прекрасных —нужно только уметь их воспринять. И поэт щедро делится с нами этим даром. Вместе с ним мы елыт шим, «как в скворечне шуршали перьями скворцы», как «столетняя береза сухой ро- • няет сук», как «в печке рухнули поленья и ■ потревожили огонь», слышим, что «посыпа лась струйками е кручи минувших столетий земля...» . Думается, читатель, даже-и незнакомый с поэзией В. Новикова, уже по вышеприве денным примерам почувствует, что нет в ней ■ громкости и декларативности, а есть аква рельная мягкость, есть та душевная дели- катнос.ть, за которой — истинное знание й понимание описываемого, истинная, а не по казная любовь к нему. О чем и о ком пишет поэт? О детстве, пришедшемся на военные и послевоенные годы и проходившем в глубоком сибирском , тылу. Нелегки бЦли уроки той поры, но - именно в них — основа основ, именно в те, ранние годы закладываются в неокрепшей душе будущего человека ростки добра, ува- жения к труду, к родной земле и к главно-) му на ней — к трудящемуся человеку. «Ра дость той весны» —так назывался цикл ста- ' хов о детстве, открывающий книгу. Именно " радость — радость, несмотря ни на что:, ведь в ту весну вернулся с фронта отец и начал мастерить для подросшего сына «гражданские» игрушки. На них отец учил пахать И сеять в землю семя. И я учился понимать Уже другое время. («И г р у ш к и»). Герой раздела «Радость той весны» — мальчик, ребенок, окружающее дается в его восприятии. Поэтому здесь стихи отличают ся своей детскостью, ибо графичны, прибли жаются к той «абсолютной образности», о которой говорил в свое время К. Чуковский) рассуждая о требованиях, которые нужно предъявлять к детской поэзии. Ненавязчиво, исподволь возникает перед читателем образ родины лирического героя. Это берега незнаменитой сибирской речки Оши, это натруженные плесы Иртыша. Не громко, но уверенно й праведно живут здесь люди: вот хозяйки по весне чистят речным песком свои Самовары, вот провожает по следний осенний катер старый бакенщик) топятся бани, стучат по белью вальки, кле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2