Сибирские огни, № 9 - 1983
н книжном полки ■I Г - ■• : ■ ! II Валерий Мурзеков. А им жить. Повесть, рассказы. Омское кн! изд-во, 1983. Валерий Мурзаков относится к тому лите ратурному поколению, которое в критиче ском, обиходе иногда называют «сорокалет ними».. Не потому, конечно, что В. Мурзако- ву тоже чуть за сорок и не потому, что ра ботает он в какой-то общей для всех его сверстников манере (такой, видимо, попро сту не существует), а скорей потому, что, как большинство представителей этой твор ческой плеяды,-главное своё внимание об ращает к жизни сегодняшней, близлежащей, еще- не остывшей, не отстоявшейся. Если попытаться определить тематические пристрастия В. Мурзакова, сразу же можно оказаться в затруднительном положении: с одной стороны, его можно отнести к писате- лям-«производственникам», поскольку герои его рассказов и повести трудятся на Совре менных производствах — заводе, совхозе, забое тоннеля, но с другой (поскольку в произведениях отсутствуют традиционные конфликты и страсти, ими порождаемые) — с таким же успехом можно причислить к ли тераторам сугубо бытового плана. От знакомых, всем нам по литературе на эту’тему производственных страстей В. Мур заков далек даже в таком| самом' «рабочем» своем рассказе, как «Проходчики». И хотя рассказ о рабочем классе (причем на мой взгляд, один из лучших в текущей литерату» ре), к тому же, о профессии самой что ни на есть романтической — горняках-проходчи- ка.х, он напрочь лишен той типовой художе ственной конструкции, на которой, как пра вило, держатся, подобные вещи. Автор берет отрезок времени в "одни сутки и рассказывает, чем живут, чем ды шат, о чем мечтают и думают в эти двад цать четыре часа два работающих в паре проходчика — пожилой. Серегин и молодой Зайцев. Нет в рассказе ни экстремальных ситуаций, ни трудовых "вахт и повышенных обязательств — есть просто будни работы, и будни души рабочего человека. Но через нихгто как раз. писатель и сумел передать неординарные характеры уверенных в себе и деле своем людей: Зайцева, который с перфоратором управляется, как «иные с лодкой», й профессора в бурении Серегина. Точно и тонко, через незначительные, но зримые, как будто бы только бытовые под робности, автору удается отобразить и пси хологический облик своих персонажей, и их готовность, не раздумывая, встать друг за друга, но, главное,— гордость за свою рабо чую профессию. И это не дежурная, не пла катная гордость. Она исходит из духовной слитности героев В., Мурзакова со своей профессией. Не случайно тот же Зайцеве молодой горячностью подчеркивает при всех своих случайных знакомствах, что он «про ходчик всех забоев». А Серегин «всю жизнь клял распроклятую свою работу. И вдруг теперь, когда у него а гаком был выработан подземный стаж, когда у него все в доме бы ло, да и на книжке порядочно, он вдруг стал цепляться за эту работу». Едва ли можно назвать «производствен ным» по своей фактуре и рассказ «А им жить». Но тем не менее он о человеке рабо чем, заводском. Главная героиня рассказа Шура Медве дева из тех простых русских женщин, кото рые и тягот военного тыла хватили, и себя на работе не жалели, отдав заводу более трех десятков лет, и детей с внуками воспи тали. Судьба Шуры типична, как достаточно знакома и типична ситуация,' в которой она оказывается. Уходит Шура на пенсию и меч тает пожить одна, спокойно и тихо, в своем домике, который еще до войны приобрела с покойным мужем. Однако зять с дочерью должны вот-вот получить квартиру и для того, чтобы была трехкомнатная, уговарива ют мать продать дом и переехать к ним. Шура на распутье: хочется и дочке помочь, и для себя пожить. Вот, собственно, и все. Впрочем, рассказ не исчерпывается самой ситуацией. Конфликт глубже. Судьба Щуры Медведевой находится на перекрестье сразу нескольких семейно-бытовых и нравствен ных проблем: здесь и проблема прочности молодых семей (дочь и зять Шуры), и преемственности поколений' (Шура и ее внучка), и • бескорыстности родительской "любви, самоотдачи. Последнее, пожалуй, и становится гума нистической сущностью всего рассказа. Не даром же так неожиданно, «нелогично», на первый взгляд, он заканчивается. Катего рически отказавшись переезжать накануне, Щура на следующее утро идет «на почту, чтобы написать там объявление: «Срочно продается дом из-за отъезда хозяев». Впро чем, алогичность этого поступка вполне объ ясняет Простая и мудрая житейская форму ла, заложенная в заглавии рассказа. Несмотря на заземленность и кажущуюся незначительность сюжетных коллизий и со бытий, происходящих в произведениях сбор ника, В. Мурзакова вряд ли можно обви нить в бытовизме и мелкотемье. Как бы ни был незначителен жизненный материал, взя тый им для осмысления, все-таки не быт, а бытие становится сутью и целью его худо жественного исследования, ибо постоянно стремится автор выйти на простор общече ловеческих проблем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2