Сибирские огни, № 9 - 1983

н книжном полки ■I Г - ■• : ■ ! II Валерий Мурзеков. А им жить. Повесть, рассказы. Омское кн! изд-во, 1983. Валерий Мурзаков относится к тому лите­ ратурному поколению, которое в критиче­ ском, обиходе иногда называют «сорокалет­ ними».. Не потому, конечно, что В. Мурзако- ву тоже чуть за сорок и не потому, что ра­ ботает он в какой-то общей для всех его сверстников манере (такой, видимо, попро­ сту не существует), а скорей потому, что, как большинство представителей этой твор­ ческой плеяды,-главное своё внимание об­ ращает к жизни сегодняшней, близлежащей, еще- не остывшей, не отстоявшейся. Если попытаться определить тематические пристрастия В. Мурзакова, сразу же можно оказаться в затруднительном положении: с одной стороны, его можно отнести к писате- лям-«производственникам», поскольку герои его рассказов и повести трудятся на Совре­ менных производствах — заводе, совхозе, забое тоннеля, но с другой (поскольку в произведениях отсутствуют традиционные конфликты и страсти, ими порождаемые) — с таким же успехом можно причислить к ли­ тераторам сугубо бытового плана. От знакомых, всем нам по литературе на эту’тему производственных страстей В. Мур­ заков далек даже в таком| самом' «рабочем» своем рассказе, как «Проходчики». И хотя рассказ о рабочем классе (причем на мой взгляд, один из лучших в текущей литерату» ре), к тому же, о профессии самой что ни на есть романтической — горняках-проходчи- ка.х, он напрочь лишен той типовой художе­ ственной конструкции, на которой, как пра­ вило, держатся, подобные вещи. Автор берет отрезок времени в "одни сутки и рассказывает, чем живут, чем ды­ шат, о чем мечтают и думают в эти двад­ цать четыре часа два работающих в паре проходчика — пожилой. Серегин и молодой Зайцев. Нет в рассказе ни экстремальных ситуаций, ни трудовых "вахт и повышенных обязательств — есть просто будни работы, и будни души рабочего человека. Но через нихгто как раз. писатель и сумел передать неординарные характеры уверенных в себе и деле своем людей: Зайцева, который с перфоратором управляется, как «иные с лодкой», й профессора в бурении Серегина. Точно и тонко, через незначительные, но зримые, как будто бы только бытовые под­ робности, автору удается отобразить и пси­ хологический облик своих персонажей, и их готовность, не раздумывая, встать друг за друга, но, главное,— гордость за свою рабо­ чую профессию. И это не дежурная, не пла­ катная гордость. Она исходит из духовной слитности героев В., Мурзакова со своей профессией. Не случайно тот же Зайцеве молодой горячностью подчеркивает при всех своих случайных знакомствах, что он «про­ ходчик всех забоев». А Серегин «всю жизнь клял распроклятую свою работу. И вдруг теперь, когда у него а гаком был выработан подземный стаж, когда у него все в доме бы­ ло, да и на книжке порядочно, он вдруг стал цепляться за эту работу». Едва ли можно назвать «производствен­ ным» по своей фактуре и рассказ «А им жить». Но тем не менее он о человеке рабо­ чем, заводском. Главная героиня рассказа Шура Медве­ дева из тех простых русских женщин, кото­ рые и тягот военного тыла хватили, и себя на работе не жалели, отдав заводу более трех десятков лет, и детей с внуками воспи­ тали. Судьба Шуры типична, как достаточно знакома и типична ситуация,' в которой она оказывается. Уходит Шура на пенсию и меч­ тает пожить одна, спокойно и тихо, в своем домике, который еще до войны приобрела с покойным мужем. Однако зять с дочерью должны вот-вот получить квартиру и для того, чтобы была трехкомнатная, уговарива­ ют мать продать дом и переехать к ним. Шура на распутье: хочется и дочке помочь, и для себя пожить. Вот, собственно, и все. Впрочем, рассказ не исчерпывается самой ситуацией. Конфликт глубже. Судьба Щуры Медведевой находится на перекрестье сразу нескольких семейно-бытовых и нравствен­ ных проблем: здесь и проблема прочности молодых семей (дочь и зять Шуры), и преемственности поколений' (Шура и ее внучка), и • бескорыстности родительской "любви, самоотдачи. Последнее, пожалуй, и становится гума­ нистической сущностью всего рассказа. Не­ даром же так неожиданно, «нелогично», на первый взгляд, он заканчивается. Катего­ рически отказавшись переезжать накануне, Щура на следующее утро идет «на почту, чтобы написать там объявление: «Срочно продается дом из-за отъезда хозяев». Впро­ чем, алогичность этого поступка вполне объ­ ясняет Простая и мудрая житейская форму­ ла, заложенная в заглавии рассказа. Несмотря на заземленность и кажущуюся незначительность сюжетных коллизий и со­ бытий, происходящих в произведениях сбор­ ника, В. Мурзакова вряд ли можно обви­ нить в бытовизме и мелкотемье. Как бы ни был незначителен жизненный материал, взя­ тый им для осмысления, все-таки не быт, а бытие становится сутью и целью его худо­ жественного исследования, ибо постоянно стремится автор выйти на простор общече­ ловеческих проблем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2