Сибирские огни, № 9 - 1983
лой»), но не представляет, каким тяжелым окажется оно в действительности. И далее повествование ведется так, что проступок Ольги воспринимается не столько в свете ее собственной вины перед мужем, сколько как возмездие за «грех» Василию. «Вдруг наказание? — размышляет он.— Наказа ние — совпадение? Или в чистом виде?» Ведь если б не любил Ольгу, не сам выб рал ее, а то потянуло на «волю» лишь в надежде на безнаказанность, и невинные эти забавы, пустой флирт, заигрывание с совестью обернулись настоящей житейской драмой, горем для всей семьи. Герою открывается жуткий смысл все дозволенности по принципу «согрешить как на футбол сходить», становится очевидной необходимость нравственной самодисципли ны, внутренней крепи, верности обязатель- ствам1 как способа сохранить свое «я», «сердце», «душу». Счастьем оказывается не- «воля», а «вера» друг в друга, возможность положиться на другого как на себя, надеж ность и постоянство человеческих отноше ний, присутствие в них «ду;пи». Понимание этого дЬется героям В. Шу гаева нелегко, часто оно бывает добыто ценою тяжелых ошибок, страданий, боли. Как мы убедились, художественный мир В. Шугаева тяготеет к устойчивости, рав новесию, осознанности человеческих отно шений, и в этом смысле товарищество, семья, любовь представляются ему не прос то прекрасным, а сймым естественным и нор мальным состоянием жизни, именно состо янием, а не отдельным, преходящим момен том ее. Убедиться в этом помогает ссылка на эпиграф к рассказу «Арифметика люб ви», взятьрт из любимого им Бунина: «...Этот бедный приют любви, любви непо нятной, в какое-то экстатическое житие превративший целую человеческую жизнь, которой, может, надлежало быть самой обыденной жизнью...» ' Вот он гуманистичесйий идеал писателя: здесь формула «как все» оборачивается не страхом пёред нивелировкой личности, рас творением ее в коллективе, толпе, массе, а осознанием ответственности каждого перед другими; здесь «самая обыденная жизнь» представляется освещенной любовью чело века к человеку, любовью и в широком смысле, т. е. дружбой, семейным ладом, общим соучастием друг к другу. Однако в той мере, в какой писатель поэ тизирует отношения, укрепленные разумом, наполненные смыслом, в какой восстает он против бытия слепого, стихийного, безот четного, в той же степени не приемлет он рассудочности, расчетливости, голого раци онализма, убивающих подлинность чувств. И в этом смысле отношения еще одной па ры молодых людей в повести «Вольному воля» Федора, уходящего в армию, и Риты, оскорбляющей его любовь трезвой осмотри тельностью,— проливают дополнительный свет не только на семейную ситуацию Ва силия и Ольги, но и в целом на человече-. ский идеал писателя, на его концепцию личности. Жажда именно «душевной» жиз ни томит героев В. Шугаева, и не столько забота о материальном благоустройстве, сколько проблемы внутреннего благополу чия волнуют и тревожат их. Не может от ветить взаимностью на чересчур рациона лизированные, взвешенные и вычисленные чувства своего жениха Ирина Алексеевна из рассказа «Помолвка в Боготоле» и бежит из уготованного ей уюта. Замыкается, ухо дит в себя, не находит удовлетворения от жизни в новой семье Анисья Васильевна, героиня рассказа «Арифметика любви», за подозрившая вдруг в муже желание видеть в ней лишь партнершу по общему ведению хозяйства. Нельзя не заметить того, что при всей приверженности В. Шугаева к молодому герою, герой этот постепенно взрослеет, и в особенности «повзрослел» он в тех произве дениях, которые критика назвала «служение любви»1. Писатель как бы-сам ощутил нег обходимость в герое, умудренном жизнен ным опытом, наделенном душой, способной пропустить че^ез себя, воспринять и осоз нать подлинную сложность жизни, ее жи вотрепещущих проблем, и читатель пред чувствует, что вместе с этим героем придет в его творчество та философская высота, перед которой поставил его весь предыду щий творческий путь. 1О. С о л о у х и н а . Служение’ любви. Жур нал «Наш современник», 11)79, №2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2