Сибирские огни, № 9 - 1983
чивость, надежность, постоянство, верность себе и способность выдержать испытание на верность другим. Большинство произведений В. Шугаева строится на противопоставлении и сопоста влении разных типов человеческого поведе ния, чаще всего двух характеров, один из которых воплощает определенную меру * близости к писательскому идеалу, другой — утверждает этот идеал как бы «путем от противного». Этот прием В. Шугаев удачно использо вал уже в своей первой повести «Любовь, в середине лета». Главный герой ее — студент филологиче ского факультета Валерка —«еще ничего не умеет делать в жизни. Только говорит». Писатель избирает в жизни Валерки тот момент, когда его внутренняя прочность на стоящим делом проверяется в первый раз. Особенность повести в том, что в ней слива ются воедино два исповедальных потока, и Валерка предстает как бы в фокусе двух взглядов — своего собственного, «на себя», и «со стороны». И тогда становится ясно, что Валерка — пока еще пустой сосуд, что он еще очень далек от умения строить свои отношения с людьми, «как требует того природа вещей», что он неуверенно балан сирует между необходимостью «быть» и же ланием «казаться». Пока герой таков, что в итоге из него с одинаковым успехом могут получиться и «икона, и лопата». Вот по юношеской неосмотрительности от став от поезда, Валерка хочет произвести впечатление рыцаря, свершающего подвиг самопожертвования, чтобы преподнести цветы даме своего сердца. Вот он вспоми нает о том, как, живя с отчимом, «парнем что надо», он тем не менее с удовольствием Принимал сочувствия досужих соседок, ви девших в нем обиженного сироту. Вот, ви дя лживость и эгоизм Лехи, он никак не найдет в себе сил сказать ему правду в глаза и порвать с ним. И так во многом. Какой разрушительной силой обладает это предательство истины по мелочам, эти неза метные на первый взгляд нравственные компромиссы, доказывает пример Лёхи. И тут важен момент писательского отно шения к герою, его внутреннее ощущение того, куда герой пойдет, что он с собой, как с человеком, сделает. Видя, с каким тщанием вытравляет из себя Валерка все мелочное, наносное, лживое, как беспощад но судит себя за уступки совести, как йз- девается над своим фанфаронством, как старается найти себя среди других, как ост ро переживает все перипетии своих отно шений с людьми, читатель проникается ве рой, что герой на правильном пути к обре тению души, что суждено ему стать лич ностью. Интересно, что появившаяся следом по весть «Бегу и возвращаюсь» по существу открывает читателю дальнейшую эволюцию Валерки и Лехи, хотя речь идет в ней совсем о других героях и изображается другая среда. В характерах молодых ин женеров Матвея и Осипа многие стороны нравственно-психологического облика Ва лерки и Лехи обрели свою завершенность, ' выявились со всей определенностью. Не сразу раскроется Матвею подлинная суть Осипа. Поначалу уверенный в себе, обросший связями, Осип производит впечат ление силы и надежности, кажется челове* ком деловым, напористым, инициативным, к тому же добрым, отзывчивым, общитель ным, и только позднее открываются в нем черты хлестаковщины, верхоглядства, ци ничного эгоизма. В нем точно схвачен ха рактер человека, порожденного временем, когда до чрезвычайности повысилась цена на «душу». По сути дела герой спекулирует искренностью, доверчивостью, отзывчиво стью, играет на дефиците общения, комму никабельности. Для Осипа «излить ду шу» — это лишь способ войти в доверие к людям, добиться удовлетворения своих же ланий. Душеизлияние он сделал формой своего существования, защитным средством от жизненных трудностей, удобным прикры тием от ответственности как в работе, так и в дружбе и любви. Даже склонность Осипа к саморазобла чению и раскаянию органически вписывает ся' в общую логику его поведения — они тоже служат лишь маскировке его подлин ной сути: «Он шел извиняться в стотысяч ный раз за свою жизнь, поэтому дышалось легко». Честность используется им как по веденческий прием, откровенность — как средство скрыть правду, раскаяние — как обретение возможности подличать вновь. Конечная деградация этого характера не сомненна. Активным неприятием нравственного сво еволия, слепой стихии чувств, не укрощен ных разумом, дышит повесть «Вольному во ля», одна из лучших, по мнению критика В. Гейдеко, повестей писателя. Действитель но, по напряженности, страстности, глуби не душевной жизни героев она может пре тендовать на особое место в творчестве В. Шугаева. Внешними событиями она не богата, сюжет ее, на первый взгляд, весьма тривиален. Муж, проводив жену на ку рорт, решил устроить «передышку» от се мейной жизни, и пока он предавался «во ле», жена его тоже не устояла перед изме ной мужу. Когда после короткой разлуки они встретились вновь, оба испытали боль необратимости былого и неразумности со деянного. Вот Ольга «дрожаще, покорно, с налитыми глазами» просит Василия: «Пусть будет все как было». «Не может, нельзя, не выйдет уже так. Слышишь?! Нельзя уже т?к!» —• в отчая нии кричит он. Повествование ведет автор, но так, что создается иллюзия рассказа, внутреннего монолога самого героя. Автор исследует по ведение героя по мере того, как герой сам исследует себя. Это «исследование исследо вания» создает в повести атмосферу анали тической глубины и эмоционально-психоло гической напряженности. Писатель сосредоточивает внимание не столько на перипетиях совершенного про ступка, сколько на неотвратимости наказа ния, на мучениях истерзанной совести. И хотя ситуация, воспроизведенная в пове сти, не относится в наше время к числу редких, естественным дйя современного че ловека и автор, и его герои считают вер ность нравственным правилам. Включаясь в жестокую игру с «волей», пускаясь в этот «холостяцкий промысел», Василий лишь догадывается о возможностях отмщения («раз согрешишь, в жизнь не отмоешься», «отзовется мне этот грех какой-нибудь бе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2