Сибирские огни, № 9 - 1983
и тем-более мучительно было ему узнать о предательстве друга — написанном им анонимном письме, оскорблявшем достоин ство и честь любимой Егором девушки. По трясение заставило иным взглядом посмот реть на прошлое, аналитически оценить бы лые встречи, разговоры, поступки. И снова писатель обращается к использованию рет роспективных планов — двумя параллель ными руслами разворачиваются воспомина ния Егора и Вити. Егору вспоминается то, как он встретился и подружился с Витей, а Вите то, как началось его человеческое па дение. Память приводит в детство, где вечный страх перед матерью заставлял поступаться своей правотой, идти на ус тупки совести, и так постепенно страх и уступки стали сутью характера. И вместо трезвого самосознания возник самообман, попытка спрятаться от самого себя за убеждение, что лгут и подличают все, и цель состоит лишь в том, чтобы умело скрыть свое подлинное «я» за внешней благопристойностью. Но фальшивая игра с окружающими, противоестественное двойничество рождает у Вити гнетущее чувство отлученности от человеческой общности, и в Майск он при езжает с твердым намерением добиться жизненного успеха именно на поприще «как все». Однако страшное противоречие между «быть» и «казаться», лишенное нравственной диалектики, не ‘способно стать импульсом к внутреннему обогаще нию, и итог — «разрушение личности» — воспринимается в данном случае как зако номерность. Если Витя Родов — «человек для себя», и как личность терпит поражение именно в предельном сосредоточении интересов на самом себе, то Егбр Четвериков стремится к постижению науки жить среди других. Если проследить пройденные им этапы са моусовершенствования, то они сводятся как раз к выработке умения контролировать свои поступки в интересах окружающих людей, искоренять из своей души то, что противоречит общепринятому, «нормативно му» представлению о добре и зле, чести, долге, совести. Вот почему опору своего бытия ищет он в «вечных» человеческих чувствах и состояниях — любви, дружбе, семье и вот почему создает настоящий гимн товариществу. На опыте жизненных исканий Егора В. Шугаев убеждает читателя, как нелегко, оказывается, практически реализовать фор мулу «как все», какой душевной развитости и зрелости требует она от человека. Потом, когда Егор узнает о подлости Вити, он исказнит себя упреками в верхоглядстве, умозрительности, прекраснодушии, поймет, что оказался попросту ниже уровня «как все», попросту не достиг его в своем нрав ственном развитии. «Как у веех! Идиот,— бичует он себя.— Наверное, все что-то де лали, дрались, валидол глотали, один ты был в неведении, у одного тебя голова не болела. Стыдись, майся, на луну вой». «Как все», «как у всех» — ведь это требо- бало активной жизненной позиции, это оз начало борьбу с подлостью, а он своей дружбой с Витей создал для подлости на стоящее прикрытие. Словом, как говорил Чернышевский, «добро невозможно без ос корбления зла». Когда станет ясно, что Ви тя не признает своей вины, снова прикроет ся репутацией безупречного' мблодого чело века, Егор убьет себя, чтобы не допустить торжества Подлости, и этот шаг явится для него выражением высшей верности форму ле «как все». Драматический финал повести не противоречит гуманистической концепции личности в творчестве В. Шугаева, а лишь заостряет внимание читателя на одной из существенных ее сторон. Как видим, сегодняшняя литература ис ходит из осознания важности сразу несколь ких тенденций развития личности. С одной стороны, силен в ней пафос отрицания поведенческих стереотипов, осознание опас ности стандартизации человеческого бытия. Но тот же гуманистический характер нашей действительности, который заставляет вос принимать человека как меру всех вещей, определяет активность и другой тенденции, предупреждающей человека об опасности в азарте самоутверждения перейти1меру доз воленного, нарушить гармоничность пропор ции общего и личностного. В многогранном спектре концепции личности В. Шугаеву важно акцентировать внимание не на том, что разделяет людей, а на том, что их объ единяет в сообщество, усиливает коммуни кабельность, взаимопонимание, единомыс лие. Писатель защищает такой уровень са- моосознания, который не затрудняет, а стимулирует вступление в человеческие связи; формула «как все» содержит призыв не к стереотипности,- не к уравнительству, не к бездумному существованию, а к актив ному и деятельному сотворчеству человече ских отношений. В его произведениях. нет образцово-иде ального героя. Его герои — люди рядовые, обыкновенные, изображенные в обычных для их жизни бытовых и производственных обстоятельствах, способные, «как все», и радоваться, и страдать, живущие в боль шинстве случаев методом «проб и ошибок». Особенность же их состоит в том, что в поле писательского внимания они попадают в момент нравственного прозрения, остро назревшей нужды в переосмыслении про житого. Вообще следует отметить четкую откор- ректированность концепции личности в творчестве В. Шугаева, верность его своим аксиологическим, ценностным акцентам: Каким бы разнообразным ни был жизнен ный материал его произведений: изобра жает ли он студенческую молодежь, как в повести «Любовь в середине лета», или йир. ученых, как в повести «Петр и Павел», или рабочую бригаду, как в рассказе «Дождь на радуницу», каким бы неожиданным ни ока зался их финал, какой бы путь повествова ния ни был избран — «исповедальный» или «от автора», — в итоге читатель все равно придет к любимой мысли писателя о душе человеческой, о равновесии «принципов» и «сердца», о естественности, подлинности и непосредственности чувств, гармонизирован! ных разумом. И если попытаться сделать полную расстановку созданных им челове ческих типов, свести воедино линии нравст- венного притяжения и отталкивания геро ев, то в фокусе их и предстанет человече ский идеал писателя — и главное в нем не сильный характер, не броская индивидуаль ность, не страсть к лидерству, не страх за теряться в толпе, а нравственная , устой-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2