Сибирские огни, № 9 - 1983
нию себя. «Принципы» и «сердце» вступили во взаимодействие, и душевная пустота стала заполняться разумным добром. Повести В. Шугаева дают наглядный пример того, как принципиально изменился характер конфликтов в современной лите ратуре. В классических произведениях о судьбе молодого человека типичным был конфликт между безжалостным миром и юношескими надеждами, все углубляю щийся разрыв между социальными обстоятельствами и внутренними воз можностями человека, столкновение ил люзий с жестокой действительностью. В. Шугаев, пишущий о молодом человеке в современном мире, воспроизводит совсем инбе соотношение сил: не молодой человек разочаровывается в обществе, а наоборот, общество имеет все основания предъявить претензии к нему, часто именно он не оп равдывает надежд, возлагаемых на неге, реализует себя ниже уровня требований, предъявляемых современной жизнью. В контексте общесоюзной и русской лите ратуры творчество В. Шугаева обогащает концепцию личности своими собственными наблюдениями и выводами. Если об ратиться к тому кругу произведе ний современной прозы, где на первый план выдвинуто именно изображение человека в плане его личностного самоопределения, то не составит особого труда заметить, что их главный пафос состоит в утверждении пра ва каждого человека на максимально пол ное выявление своего внутреннего потен циала. «А счастье только одно — сделать все, что дано тебе полностью»,— таково убеждение героя повести А. Якубовского «Нивлянский бык». При этом важно заме тить, что писатели ведут речь не об избран ных и выдающихся, а об абсолютной само ценности каждого человека, о всеобщем праве на духовное богатство, на уникаль ность и неповторимость. «Идите прямо, ку да ведет крупный человек, сидящий в каж дом»,— призывает герой А. Якубовского. Ссылки на эту повесть здесь не случай ны потому, что в ней ориентированность на проблему личности носит, можно сказать, характер открытой «программности». . Ге рой ее предстает перед читателем в услови ях, предрасполагающих к своеобразному подведению жизненных итогов, измерению нравственных и духовных глубин собствен ной личности. Его мучит сознание нереали- зованности своего «я», неиспользованности внутренних запасов души. Идейно-эстетически родственна этому произведению повесть Э. Бурмакина «К мо рю». Ее герой тоже предстает как актив ная,. творящая себя личность. Представи тель технической интеллигенции, специалист по радиотехнике, Валерий Геннадьевич .Знает цену своей профессии в современном мире, в полной мере осознает общественную значимость своего труда, гордится своей деловой выучкой, но одновременно остро воспринимает и ту опасность психологиче ской и духовной нивелировки, стандартиза ции мыслей и чувств, которые подстерега ют человека в век. НТР. Как часто профес сиональная необходимость воспринимать действительность в «общих, характерных чертах», искать к ней универсальные под ходы оборачивается для него утратой спо ' сОбностей к различению . мира в много цветье красок. «Жил вслепую. По стерео типам. Как ЭВМ»,'— с ужасом вспоминает герой.— Он на какое-то время перестал различать характеры людей, то есть стал к ним безразличен, равнодушен, и эта душев ная слепота не преминула отозваться от чуждением в семье, раздражительностью по отношению к коллегам, непонятной враж дебностью к молодежи. Тем же - предостережением об опасности безвольного подчинения устоявшимся взглядам, стереотипам поведения наполне на сатирическая повесть Л. Треера «Из жизни Дмитрия Сулина». Сюжетно-компо зиционное движение создается в ней роб- кцми попытками героя заявить протест против стремлений подогнать его натуру под ходовой стандарт. Но внутренний ре зерв сопротивления оказывается у Сулина настолько слаб, что совместными усилиями родителей, захотевших сделать из .сына ученого, школы, самоцельно поощрявшей в нем усердие, университета, отучившего ду мать и превратившего героя в записыва ющее устройство, был в конечном счете вы работан автоматизированный тип поведе ния, сформирован характер, лишенный вы страданных нравственных начал. Можно было бы еще назвать произведе ния, исполненные неприятия человеческой обезличениости, дышащие осуждением че ловека, затерявшегося в «обшем ряду». «И в многообразии отображенных судеб, созданных характеров как-то незаметно иногда начинают смещаться грани гумани стической концепции: призыв «самоосущест виться» до конца, ставка на яркую индиви дуальность оборачивается поэтизацией иск лючительности, и даже каким-то пренебре жением к бытию обыкновенному, ординар ному: в итоге понятие «не затеряться в об щем ряду» перетекает в другие — «вырвать ся из общего ряда». И вот в этой атмосфере поэтизации, так сказать личностного максимализма, В. Шугаев заостряет внимание на герое, ко торый исповедует принцип «как все» и при том не мыслит такого героя по разряду от рицательного: он его не осуждает, не ста вит это ему в вину. «Пусть будет все, как у всех. Пусть будет сын, дом, телевизор, четушка после бани, поездки на юг, бегот ня на молочную кухню, капризы, мигрень, корь, коклюш, дизентерия. Пусть! Зато все ясно, порядочно, незыблемо. Я хочу этого». Принцип этот полемически заострен про тив тех, кого выявление своей индивидуаль ности приводит к отключению от мира люд ского, от человеческой общности, а затем к нравственной и духовной деградации. В художественном мире В. Шугаева формула «как все», «как у всех» обретает глубокий внутренний смысл, за ней сидит цела? философия жизни, она выражает одну из важных сторон его концепции лич ности. Подлинность самоосознания состоит в том, что человек приводит себя не к ощу щению исключительности, а к адекватному своей сути пониманию места среди других. Это становится ясно из расстановки об разов в повести «Осень в Майске», Она, как и многие другие произведения В. Шуга ева, тоже построена по принципу противо поставления. Всегда сдержанный, коррект ный, респектабельный, прямой, честный, неподкупный — таким виделся Витя Егору.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2