Сибирские огни, № 9 - 1983
-Шим: «"Без ясного/пережитого вб-всей'йол- ноте детства искалечена вся жизнь чело века». Если внимательно присмотреться к конк ретному содержанию этих ретроспектив, уводящих в изображение детства, то лич ностная ущербность героев просматрива ется в зеркале именно лишенных эмоцио нальной полноты и ясности детских лет. Как правило, здесь царит безотцовщина: нет отца ни у Вовки, ни у Сереги, ни у Ви ти, нет по разным причинам, иногда связан ным с объективными обстоятельствами, иногда — с субъективными. Но детство не спрашивает, почему оно проходит в усечен ных границах ясности, добра, радости. К тому же и матери этих героев не выпол няют своего исконного предназначения — быть наставницами добра, совести, <чести. Их роль сведена к питанию своих сынов, добыванию средств на их содержание. Субъективно они хотят добра и счастья своим детям, а объективно подвигнуть их на этот путь не могут: уж очень невысок их нравственный авторитет в глазах детей, уж очень слабы те духовные нити, котбрые связывают матерей и сыновей между собой. Но даже если семья сохраняет внешнюю цельность, все равно герой часто не ощуща ет в ней внутренней цельности, сердечной согласованности между родителями. И тут не совсем понятны сомнения критика Л. Крячко, усмотревшей в повести «Прово дины» нарушение принципа детерминиро ванности человека его детством и задавшей писателю вопрос, «не полагает же он, что пути формирования личности неисповеди мы?» Мол, какое прекрасное детство, пол ное и ясное, было у Коли, а получился из него в итоге закоренелый преступник. Однако при внимательном прочтении по вести, и в особенности той части ее, где раскрывается история Коли, убеждаешься, что подлинный смысл раскрывается лишь при условии, если будет услышана ирония, воспринята многоцветность авторской ин тонации, ее полемическая насыщенность. «Он рос один,— читаем мы,-г- однако бало вать его не баловали, а напротив,'обходи лись иногда намеренно сурово, в особенно сти отец». Но едва ли нужна суровая на меренность тем, где человеческие отношения складываются по законам истинности и ес тественности! И не то важно, что мать «Ко лю с собой на базар никогда не брала», торгуя цветами из маленькой оранжерейки, а то, что это вносило в семью момент по- таенности. Или такая фраза: «Он рос в прекрасной, дружной семье, несколько про стоватой, правда, по роду занятой: мать работала машинисткой, отец — шофером...» Неужели тут можно всерьез предположить, что фраза характеризует авторское миро- отношение, а не обывательское убеждение в том, что люди делятся на «простых» и «ин теллигенцию»? А вся манера повествования, склад письма, общий характер тонально сти, эмоциональный настрой — разве не рассчитан он на ассоциации с гоголевским рассказом о семейной педагогике Чичико вых? «В общем Коля рос послушным, доб рым, рассудительным мальчиком, просто- таки прелестным в этой своей рассудитель ности. Когда он говорил, положим: «Папа, я вот знаю — бабы-яги не бывает, но все равно страшно»,— даже у сдержанного, сурового отца наворачиваласьгумильная слеза». Нет, слишком парадоксальны аргу менты «п'рекрасносТи» этой семьи,'чтобы можно было поверить в то, что автор скло няет голову перед неисповедимосТью путей формирования личности!' Обращает внимание еще одна ретроспек тивная линия повести «Проводины», свя занная с образом Геночки. Геночка — свер стник Сереги, но его антипод. В нем прив лекает способность к самоосознанию, склонность к самоанализу,; потребность в душевной работе. «Душа — это принци пы»,— убежденно заявляет Геночка оТцу. И постоянно твердит: «Без принципов в Жизни делать нечего», «а как же без прин ципов». Поэтому и в каждом другом чело веке его прежде всего интересует наличие души, т. е. выработанных самостоятельно правил и принципов жизни: «Ты придержи ваешься каких-либо правил про себя,, в ду ше?» — Пытается понять он Серегу. Правда, читатель убеждается и в том, что принципы Геночки отдают некоторой жесто костью и иногда больно отзываются в Ду ше других, в частности, родителей, которых Геночка покинул и которым выплачивает деньги, затраченные на его воспитание. Со временем и сам герой начинает сомневаться в правоте своей «неистовой принципиально сти», и все острее становится наше ощуще ние, что постепенно он поймет, как важно и необходимо корректировать «принципы» «сердцем» — любовью, жалостью, сочувст вием, состраданием, соучастием. И в этом смысле не пройдет для него бесследно об щение с Прасковьей Тихоновной. Эта женщина исповедует другое понима ние души, для нее «душа» — синоним «сердцу». «Как же без сердца-то будете, мужики?» — вопрошает она работающих на трассе лесорубов. И Генке, живущему го лыми «принципами», . она говорит: «Без ду ши ты, Генка.» И так же, как Генка убеж ден, что нельзя жить без принципов, она убеждена, что «без сердца ничего -не сде лаешь», «без сердца пропадут». Но ведь и Прасковья Тихоновна, и мать Сереги, и те другие матери, все счастье которых в де тях, силою одного «сердца» оказываются не в состоянии удержать их около себя, на править на истинный путь, ибо любовь их материнская слепа, стихийна, безхарактер- на и как-то излишне первобытна. В бурно развивающемся, сложном мире отношение к детям, как к «детенышам», обнаруживает свою глубокую несостоятельность, нужны, оказывается, и другие нравственные лоции. «Принципы» и «сердце», чувства и рассу док — именно из диалектики их отноше ний, продиктованной индивидуальным скла дом каждого, и рождается представление об истинной душе. И в момент, когда «проклюнулась» в Се- реге ответственность перед коллективом, когда нащупал он своим сознанием лежа щий вне собственных интересов и желаний внутренний смысл жизни, когда почувство вал личное удовлетворение от возможности быть полезным другим, проснулся в нем че ловек, Забрезжили проблески личности. Когда, оставшись наедине с собой и тай гой, жестоко избитый бандитом, он, «странным образом отъединяясь от боли», бросился к костру, чтобы, окопав его, пре- дотвратить пожар, он сделал шаг к обрете
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2