Сибирские огни, № 9 - 1983
няшний день, а поняв это, научишься от вечать за свои тгоступкй».’' ' -- '■■ ’ ' С этого момёнта начинается суровый пе ресмотр прежнего опыта жизни —его от ношений с Кехой, Настей («почему мы так крикливо, неумно жили?») и выработка Мо ральной программы бытия («надо дальше без подлости жить»). Острее ощущается связь времен, ответственность перед отцом, которого давно нет в живых, приходит пер вое понимание того, что и в мирное время, в условиях отлаженной действительности есть свои пороги нравственных и духовных трудностей, которые необходимо преодо леть, чтобы стать личностью. Сереге — главному герою повести «Про водины» — тоже семнадцать, но и его жизнь полна беззаботности. Как и герой «Караульной заимки», он растет б'гз отца, но тоже никогда не бедствовал, не знает ни нужды, ни лишений, вообще полностью, освобожден от обязанности заботиться о благополучии семьи, думать о куске хлеба насущного. Благодаря неусыпным старани ям сердобольной матери, ее неустанному труду он «обут, одет, здоров и красив». Все делая для того, Чтобы сын «нужды не знал», мать по сути утрачивает возможность духовного влияния на него; тонкие внут ренние связи между ними оказываются ра зорванными. В результате такого воспита ния гармония личностного развития Сере ги разрушается: при внешней красоте, фи зическом здоровье он не способе^ к глубо ким чувствам, сопереживанию и самоана лизу. В соответствии с этим складывается у не го свой идеал «красивой жизни», из кото рой полностью исключается самоосознание: «...не таясь курить, выпивать, сколько хо чешь ходить в кино, катать девчонок из ме дицинского училища, вечера напролет прот водить на танцах и в веселых компаниях, одеваться, как Алик из телеателье...» В кон це концов даже мать Сереги в отчаянии восклицает: «Души, что ли, у тебя нет?..» Да, с душой у Сереги действительно пло хо, не вызрела душа его, вместо дущи у не го вакуум, пустота, но пустота угрожаю щая, опасная и для него, и для других. Это пустота агрессивная, беспокойная, рвуща яся к заполнению, а то, чем она заполняет ся, Cepera -контролировать не может. В по исках внешних раздражителей он рвется на улицу, и при том безразличном, нерефлек тирующем сознании и поверхности чувств, которые его характеризуют, далеко не слу чайным выглядит совершенное им преступ ление: сначала они с дружком, вымогая деньги, избивают ни в чем не повинного человека, а затем и преследующего их ми лиционера. Конечно, писатель до чрезвычайности да лек от того, чтобы всю современную моло дежь «¡типизировать» в образах Вовки или Сереги, но именно эта затянувшаяся ин фантильность, инертность социального чув ства, гражданская безответственность оказа лись в фокусе его писательского внимания, заставили обратиться 1и к исследованию причин опасного, заболевания, и к поискам средств его исцеления. И если в социально типологическом плане Вовка и Cepera пред ставляют одно й то, же явление, то в ин дивидуально-психологическом смысле они глубоко различны: Cepera закоренел в эго изме, бездумность его более агрессивна, и для того, чтобы проснулась его душа, нуж ны более сильные, чём Для Вовки, импуль сы, потрясения и уроки. А главное, Cepera уже успел укрепиться в своем праве на опеку со стороны «взрослых» и с циничной готовностью снимает с себя ответственность за качество своего «я», освобождает себя от необходимости душевной работы.' «Ду маю исправляться,— беспечно заявляет он, оказавшись в результате всех своих жиз ненных прегрешений на трассе, в бригаде лесорубов,— Был плохим — буду хорошим. А вы теперь меня перевоспитывайте». Надо ли говорить о том, как точно схва тил Cepera особенность некоторых сторон нашей педагогики, подчас отгораживающей человека от активного выявления своих сил, парализующей его способность к само развитию. С иронией изображает писатель тех многочисленных шефов, воспитателей, наставников Сереги, которые стремятся вложить в него какие-то готовые истины, но не бпособны привить ему первоисходные начала деятельного добра, совести, чести, долга, придйть ему энергию самоосуществ- ления. Авторская концепция личности выверяет ся в повести «Проводины» многократно. Судьба, характер Сереги просматриваются на перекрестке многих других судеб, и х а рактеров, других типов поведения. Отсю да густая заселенность повести героями. И поскольку они соприкасаются с главным героем в границах короткого отрезка вре мени, а писателю необходимо дать развер нутое представление о каждом из них как определенном типе личности, то в связи с этим особые художественные права прио бретает в повести ретроспективный план, И в принципе нельзя согласиться с оценкой этой особенности повести В. Шугаева как своего рода досадного творческого просчет та. «Это изложение отдельных судеб, сдоб ренное обстоятельными отступлениями (на пример, история отношений Геночки с ро дителями, их многолетняя нравственная война),— утверждает один из критиков,— в какой-то мере нарушает композиционную стройность и мешает следить за . главной сюжетной линией» *. Возражений это вы сказывание вызывает много. Во-первых, не «сюжетная линия» — глав ное в повестях В. Шугаева, главные собы тия у него происходят внутри человека, в «душе». Во-вторых, стоит оглянуться на современную повесть, чтобы убедиться в ее пристрастии к ретроспективным планам по вествования: они существенно углубляют ее жанровую емкость и без них нельзя представить себе творчество Б. Васильева, Ю. Трифонова, В. Быкова, В. Белова, И. Друце, Ч. Айтматова. И, наконец, в-тре тьих, .обилие ретроспективных планов в повествовании — для В. Шугаева не сю жетно-композиционный прием, который можно' использовать, а можно и избежать, это сама специфика его художественного письма, его творческий почерк. Чаще все го ретроспектива ведет в детство, которо му писатель придает особую роль в стано влении личности, объективно полностью со лидаризируясь с Я. Корчаком, утверждав- ---------------- \ ' Лариса К р я ч к о . Исследование или лишь констатация? Журнал «Москва»; 1969. № 3. с. 217.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2