Сибирские огни, № 9 - 1983
подражательности хотйм мы уличить мо лодого лисателя, а лишь приблизиться к по ниманию его творческой сути. Во всяком случае, в поэтическую орбиту самого В. Шугаева очень плотно и точно вписы вается его убеждение в том, что «без - Бу нина наше знание о тайных и прекрасных глубинах человеческого духа было бы весь ма и весьма обуженным». И хотя художественный мир В. Шугаева отличает социально-историческая подлин ность и бытовая конкретность, хотя героев его, как и большинство людей, тоже волну ют вопросы повышения благосостояния, получения квартиры, продвижения по служ бе, сюжеты его произведений держатся не на производственных, не на имуществен ных, вообще не на материальных конфлик тах, и поле драматического напряжения возникает вовсе не в связи с их решением. Не материальные лишения, невзгоды, нуж да мучит героев В. Шугаева, их муки и переживания — другие. «Живешь, живешь день за днем,— исповедуется героиня рас сказа «Помолвка в Боготоле»,— и все хоро шо, все ладно. Работа, забот полон рот. Сыта, обута-одета. И ум вроде занят: книжками, музыкой. Могу за кандидатскую взяться или заочно еще поучиться. Пря мо-таки гармония, сама не нарадуюсь. И вдруг ни с того ни с сего неясно стано вится. Не ясно, как жить, что впереди, кто ждет, куда тороплюсь. Неясно, туман но — ничего мне тогда не надо». И это вов се не тот случай, когда женщина тоскует от одиночества, из-за несложившейся судьбы. Нет, у Ирины Алексеевны есть жених, который терпеливо ждет многие го ды ее согласия стать его женой. Тоска и неудовлетворенность ее другого свой ства — то обнаружилась в ней душа, на чался переход от жизни внешней к жизни внутренней, обострился процесс самоосозна- ния. У В. Шугаева нравственная проблемати ка обретает как бы статус большей, чем у многих других писателей, самостоятельно сти и самоцельности. Наверное, не все сог ласятся с этим утверждением об особой эстетической грани нравственной проблема тики в творчестве В. Шугаева, исходя из широко распространенного в критике мне ния, что нынч'е и вообще нельзя предста вить литературу иначе, чем как сферу ре шения нравственных проблем. В этом суждении есть своя правда, если не доводить его до категорической крайно сти,, потому что при всей значимости нрав ственных акцентов не сведешь к сугубо нравственным конфликтам, скажем, то, что изображено в «Прощании с Матёрой» В. Распутина, или «Комиссии» С. Залыгина, или «Премии» А. Гельмана. У В. Шугаева же культура души, искусство думать и чув ствовать, жить среди людей, относиться к другим людям, т. е. нравственность как та ковая, сама по себе становится художест венной темой. В Шугаев — один из тех писателей, под пером которых любовь, дружба, товарищество, отношения матери к сыну, сына к родителям, мужа к жене удо стаиваются права быть предметом само стоятельного изображения, а не просто до полнением к производственной тематике. «Пока я кому-то прихожусь просто сослу живцем, однокашником,— рассуждает ге рой повести «Бегу и возвращаюсь»,— у нас милейшие отношения: без нервов, капризов и прочих антимоний. А случись между на ми какая откровенность’, обменяйся мы, так сказать, душами, и начинаем жилы тя нуть».-................... Особую активность образа «души» в про изведениях В. Шугаева отражает сама их стилистика и поэтика. Временами эта самая «так сказать, душа» персонифицируется до такой степени, что кажется, уже обособля ется от своего носителя-человека. Примером может служить диалог из рассказа «По молвка в Боготоле». «Душа-то чем жива? Болит, нет ли? — вопрошает Ирину Алек сеевну собеседник.— Может, страсть ее тайная гложет? — Нет, наверное, у меня души, не чувст вую ее. Разве что тоскливо иногда — не знаешь, куда деться... Тоска-то в душе по мещается или где? — В душе, Ирина Алексеевна, в душе. Все в порядке, душа на месте. Только поче му тоскует? Чего ей надо/? Не спраши вали?» Читателя не может не поразить при этом, как сложна, трудна и многообразйа «жизнь души» героев писателя, каким неисчерпае мым запасом нравственных импульсов она полнится, какой богатейший спектр чувств таит в себе: «душа пылает», «душа черне ет», «душу травят», душа «устает», бывает она то «незрячей, неуклюжей», то «чут кой», «уязвимой», то наполняется она «бла женным покоем», то может стоять в ней «грубый, истеричный крик» и т. д. и т. п. Понятие «душа» обычно мыслится сре ди нравственно-философских категорий аб страктного свойства, и, Оперируя им, писа тель может оказываться на пути, где его подстерегает опасность впасть в отвлечен ное морализирование. В. Шугаеву это не грозит. Созданные им характеры ни на ми нуту не утрачивают своей временной кон кретности, а воспроизведенные картины, коллизии, ситуации — социально-историче ской подлинности. У писателя свой любимый ракурс худо жественного решения проблемы личности. Его в особенности привлекает возможность показать героя на жизненном перепутье, в момент, когда он ощутил нужду в духовно сти, когда возник в нем первый импульс к самоопределению. Вот почему так молоды его герои. Это ученики выпускного класса Володя, Кеха и Настя из повести «Кара ульная заимка», это только что окончив ший школу Сергей. («Сереге — уже семнад цать») и его сверстник Геночка из повести. «Проводины», это студенты-филологи Ва лерка и Леха из повести «Любовь в сере дине лета»; это инженеры Матвей и Осип из повести «Бегу и возвращаюсь»; это жи вущие в общежитии молодых специалистов Вера, Егор, Витя — герои повести «Осень в Майске»; еще полнятся духом студенче ского братства Петр и Павел — герои од ноименного произведения; еще очень далеко до зрелых лет гёроям повести «Вольному воля»,.. Молодость героя, само его, так сказать, жизнеположение определяют и внутреннюю атмосферу большинства произведений В. Шугаева: здесь много внешней горячно сти, торопливости в мыслях и чувствах,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2