Сибирские огни, № 9 - 1983
Первый организатор сибирского профес сионального оркестра русских народных ин струментов Иван Матвеевич Гуляев, пом нится, большое значение придавал группам сопровождения хоров. Он терпеть не мог однообразия в оркестрах, часто говорил руководителям на смотрах и фестивалях: «Да раскрасьте вы аккомпанемент трещот ками, ложками, стиральной доской, пилой, печной Ьаслонкой, самоварной трубой, лыж ной палкой — чем угодно, лишь бы с умом и как следует!» Владеть палитрой самобытных народных инструментов, чувствовать их— одна, из задач сегодняшнего и завтрашнего руково дителя. Надо, наверное, самому хоть разок попробовать на всем этом поиграть,- Не так это и сложно. Сел на самолет, прилетел в Москву, пришел в тот же хор имени Пят ницкого, где профессиональные люди ни когда не откажут в совете. Даже раскроют свои секрету: объяснят приемы игры на жалейке, рбжке, подскажут, где достать гармошку-черепашку, покажут ливенку, разрешат в колотушку хлопнуть... По себе знаю. Через все это просто необходимо пройти! И так хорошо, что есть все-таки у нас такие настоящие руководители. Люблю я этих самоотверженных людей и считаю их большими молодцами. У них правда чувст ва, добрые творческие стремления, они радуют слушателей, а не уродуют их вкус. С ними приятно общаться, им все проща ешь, даже когда они заблуждаются. Надо видеть их в работе, видеть, когда они твор чески взрываются. Я, например, откровенно любовался на репетициях Олегом Алексан дровичем Панченко, когда он самозабвенно работал с хором омских нефтяников. (Я за канчивал эту статью, когда пришла срочная телеграмма из Омска: «Умер Панченко...» Черт возьми! Почему они быстро уходят, такие люди!). Такой же одержимый Вла димир Петрович Тимофеев в Усть-Илимске. К таким в самодеятельности шли, идут и всегда будут идти люди. И на концертах у них всегда праздник. И с концертов их кол лективов зрители уходят воодушевленные, отдохнувшие — а так ли уж это мало? Где когда-то умели организовать и уча стников, и зрителей, так это в знаменитом в свое время Сузунском хоре. Достаточно вспомнить, как чествовали коллектив после удачной прездки то ли в Москву, то ли за рубеж. Т’ам на торжественном собрании каждый участник самодеятельности полу чил хороший памятный подарок. А вручал подарок руководитель той организации, где работал участник. Артистов хора в Су- зуне уважали, любили и гордились ими.» И опять же во всем этом, конечно, за слуга умного руководителя. Что было бы с самодеятельностью без них, без этих фа натиков, если бы все потихонечку, спокой ненько работали себе, водили мехами баян- чика влево-вправо, влево-вправо?!... Вывал я у некоторых хормейстеров дома. Можете представить: ни одной нотной бумажки не видел, ни ; одного нотного сборника—ни на столе, ни на полке шкафа! Есть в обиходе хормейстеров такое выра жение — «репертуарный голод». Соглашусь лишь в одном: дефицит существует в шуточ но-игровом плане. Как автор, понимаю слож ность в решении этой проблемы, но во всем остальном никакого ¿репертуарного голода» нет, и не предвидится. А почему вы, дорогие руководители, не заводите свою фонотеку? А библиотеки, нотные магазины, радио, те левидение, магнитофоны, местный фоль клор — разве не под боком? Чего там го ворить! Да вы откройте антологию русской песни и выберите самую забытую. Обрабо тайте со вкусом — и вы самый интересный "руководитель на сегодняшний день! Не так давно мы с братом провели, каза лось, безнадежный эксперимент: обработали для русского хора одну из «сомнительных» полузабытых песен — «Шумел камыш». Принесли в Государственный Сибирский народный хор.* Художественный руководи тель хора В. В. Мочалов внес свои творче ские коррективы, и песня пошла! Поймите меня правильно: больно наблю дать полную нелепость в программах само деятельных народных хоров, когда участни ки, пришедшие в коллектив, подвергаются разного рода несуразностям. Происходит настоящая антипропаганда народного твор чества. Такая работа очень вредит и участникам, и слушателям, и народной , песне. Поверишь мнению одного зрителя, который, уходя с подобного концерта, ми моходом заметил: «В пивном баре экзотич нее!» Представьте на минутку, что вашего ре бенка учат неправильно ходить, держать ложку, говорить, а всего страшнее —мыс лить. Это же катастрофа! Глубоко убежден, что такую самодеятельность надо за боль шие деньги... разгонять. И вообще — поче му все обязательно должны петь хором? Не разумнее ли было бы иногда просто не соз давать еще один плохой хор? Существуют ведь и другие великолепные формы пропа ганды народного творчества. Сделайте к предстоящему фестивалю, исходя из мест ных возможностей, например, женское во кальное трио, мужской квартет. Придумайте каких-нибудь новых, оригинальных «Яро славских ребят» или «Воронежских девчат». Вложите душу — добрая работа обязатель но «аукнется» где-нибудь по телевидению или во Дворце съездов... И еще одно предложение по ходу разго вора. Так сказать, информация к размыш лению. Не лучше ли создавать и культиви ровать самодеятельные хоры русской песни в учебных заведениях? Там ведь молодые ребята и девчата, не отягощенные семейны ми и житейскими заботами, организованные учебным процессом, предрасположенные в этом возрасте к познанию, к музыке, к пес не и танцу. Великолепный тому пример в Новосибир ской- области — Колыванский сельхозтехни кум. Сотни участников хора разных лет разъехались по области и на всю жизнь увезли из техникума любовь к народной песне. Бывая с концертами на селе, мы де сятки раз встречали этих ребят уже солид ными работниками в хозяйствах области, поверьте, встречи эти оставляли самые лучшие впечатления. С нами разговаривали нравственно здоровые люди, с глубоким пониманием народного искусства, активные организаторы хорошей самодеятельности на местах. Так что, если задуматься, не такой это случайный и праздный' вопрос, хотя проб лем вокруг него, естественно, возникает не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2