Сибирские огни, № 9 - 1983

Ты. знаток, подумай, милый. Всему СЬету растрезвонь: Что же раньше появилось — То ль частушка, то ль гармонь? И молодые эрудиты полезли в глухие дебри, .вспомнили про «гормоны», потом назвали первой частушку и... проиграли. Нисколько не собираюсь нападать на. мо­ лодежь. Наша молодежь умная, ищущая. Невозможно представить, что было бы без этих поисков и в техническом, да . и в музыкальном направлении. Недавно я в течение месяца мурлыкал старую «Сормовскую лирическую» Б. Мокроу­ сова только потому, что услышал ее за кулисами Колонного зала в новом ис­ полнении. Кто-то пел ее в сопровождении большого эстрадно-симфонического орке­ стра :—и пел замечательно. Жаль, не раз­ глядел — кто: сам готовился к выходу, волновался... На что я больше злой — так это на ра­ дистов «местного значения». Пришлось по­ наблюдать в одном пионерском лагере за работой радиста, который с утра до ночи глушил детей зарубежным роком, а в качестве разгрузки врубал «Машину вре­ мени». Пройдитесь летом за городом в любой зоне отдыха — за редким исключением Та же картина. Ну сколько можно?! По-моему, просто необходимо лимитировать энтузиазм этих «музыкальных деятелей». Не боюсь сказать, что они по-настоящему опасны. О любителях громыхнуть через открытое ок­ но или с балкона с помощью мощного усилителя уже давно и говорить не хочется. Но что меня удивило: оказывается, за эти­ ми «создавателями настроения» в пионер­ ских лагерях, домах отдыха, пансионатах нет-вообще никакого музыкального надзора. Они в основном штатные работники связи... 4 И последнее, на чем бы я хотел подроб­ нее остановиться в этих заметках, которые как-то отклонились от собственно вечерки. Одним из больших пропагандистов народ­ ного искусства сегодня я считаю русский народный хор. Кто, как не он, является прямым наследником и продолжателем ста­ ринной вечерки во всех ее проявлениях? Вечерка может и должна красиво вопло­ титься в русском народном хоре. Только не надо фальшивить — надо услышать настоя­ щую вечерку, понять, глубоко почувствовать ее. Пусть хор пойдет за вечеркой, а не на­ оборот, и она щедро поделится многолетним, если не сказать — многовековым опытом. Из юности наплывают воспоминания, стоит на сцене яркий, нарядный полукруг людей. От него то мощно, то нежно льется изумительная музыка, перевитая чудесной переборчивостью и перебренчивостью на­ родных инструментов... Когда в конце 60-х годов в Новосибирск приезжал на гастроли хор им. М. Пятницкого, я не пропустил ни одного концерта, настолько был очарован прелестью и колоритом музыкальной дерев­ ни на концертной эстраде города. Любовь к народному хору живет во мне всегда и с прежней силой будит самые лучшие чув­ ства. Хоры активно работают. Особенно большое распространение в последнее вре­ мя получили самодеятельные. Вот о них-то. позволю поговорить подробнее. Уж очень беспокоит меня эта тема. Не знаю, как у кого, но у меня лично получается так: . нет страшнее пытки, чем «высидеть» на концерте плохого самодея­ тельного народного хора. Попадешь на та­ кой концерт и мучаешься — артисты-то вроде все свои, родные: когда-то творчески общались, песнями обменивались, речи друг другу хорошие говорили. Они ждут от тебя похвалы, песен твоих кучу наобъ- являли, праздника хотят... А праздника-то никакого нету. Только зря, кажется, наря­ жались, красились, а иногда ведь и ехали черт-те сколько! Нет хора, нет огня, нет волны какой-то, «ток» в зал не идет со сце­ ны. Стыдобина, неловкость одна есть — не знаешь, куда глаза спрятать. Ругать — жалко, хвалить—невозможно... Зато какие крылья вырастают, когда вдруг увидишь и услышишь что-нибудь настоящее! Лет десять назад мы много сил отдавали работе с самодеятельными народными хо­ рами. И, надо быть справедливым,— работа эта здорово повлияла на нас, крепко зака­ лила, научила думать и даже... петь. Там пока разучишь новую песню,— по сто раз каждую партию пропоешь! Но в дальнейшем сложилось так, что мы отошли от самодеятельных ансамблей и чаще соприкасаемся с ними как авторы пе­ сен и обработок. Некоторые наши старые друзья-товаршци по хормейстерским делам до сих пор недоумевают, даже сердятся на нас. Эстрадниками называют... Хороший самодеятельный хор сегодня — большая редкость. А раз редкость, значит, много стало плохих руководителей? Пра­ вильно! Вот меня и понесло. Ну. держитесь, милые «друзья-товарищи»,— все сейчас вы­ ложу. Без скидок на то, что «поучать лег­ ко». Только не будем ссылаться на плохую материальную базу, нечуткость руководства и т. д. Виноваты мы с вами, братцы, сами, и очень виноваты. Уж где-где, а в народном хоре личность и энергия руководителя — почти все. Я бы еще добавил по-простец­ ки — мозги! Шевелить надо, ребята, моз­ гами, а не хвататься за хор, как за спаса­ тельный круг: мол, создам-ка я народный хор и спокойно жить буду. Вот и получает­ ся — позавели этой «квашни» чуть ли не в каждом районе и микрорайоне, а к чему — и сами не знаем. Забыли о том, что дело это святое и наитруднейшее, что надо ты­ сячу раз тут и понервничать и отдать хору всего себя без остатка. А сюда входит многое: и поиск, и, выражаясь по-боковски, «драчливость», и просто любовь к хору и народной песне. Назову еще старое и очень точное, на мой взгляд, слово — совесть. Творческая совесть руководителя. Совест­ ливый руководитель, по-настоящему любя­ щий свой хор, ни за что не позволит от­ крыть занавес и выставить на поругание до­ рогое его сердцу детище. Не стану говорить о качестве звучания хоровой группы, о работе над техническим и художественным уровнями исполнения. Об этом написано очень много. Меньше по­ чему-то говорят о музыкальном сопровож­ дении хора и танцевальной группы — об аккомпанементе. А это, по моему убежде­ нию, один из наиважнейших компонентов дела. - . . . . . ..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2