Сибирские огни, № 9 - 1983
Присутствующие —справедливые судьи. Доходили колен до пятидесяти, пока кто- нибудь «выдыхался». Гармонист — тоже до поту. В конце обязательно пожмут друг другу руки. В той же книге В. Шукшина «Нравст венность есть правда» встретил такое опи сание игр на зимних посиделках: «...В вой ну нам было по двенадцать-шестнадцать лет. Никакого клуба у нас не было. А мно гие уже работали. Как ни трудна жизнь, а через шестнадцать лет не переступишь. Собирались на вечеринки. С девушками. Была балалайка, реже — гармонь. Играли в фантики, крутили шестёрку... Целовались. И у каждого, кто повзрослей, была среди всех — которая нравилась. Когда случалось поцеловаться с ней при всех — обжигало ог нем сердце и готов был провалиться сквозь землю. Но — надо! И этого хватало потом На всю неделю. И ждешь опять субботу — не приведет ли случай опять поцеловаться с желанной. Неохота тут говорить о чисто те отношений — она была. Она всегда есть в шестнадцать лет. Было весело — вот что хочется сказать. А кто организовывал? Ни кто. Лежала на печи бабка и иногда сове товала «палачу» с ремнем: «А ты огрей ее хорошенько, раз она капризничает. Огрей по толстой-то!.. Ишь какая» И еще подска зывала: «А ишо вот так раньше играли: садитесь-ка все рядком..» И работалось. И ждалось...» Можно смело утверждать: вечерка про должает свою жизнь и в наши дни. Она вездесуща — и в праздничной компании, и на армейском привале, у пионерского кост ра и в доме отдыха. И всегда, в любые времена вечерку двигают заводилы, я бы их назвал — передовые люди: талантливые, активные, яркие. Эдакие Василии Теркины мирного времени. «Только несведущим лю дям кажется, что частушку спеть легко!» — сказал как-то поэт В. Ф. Боков. Заводилой быть трудно. Ну попробуйте, например, хо тя бы сплясать на людях. Уверен, что для некоторых задача покажется просто невы полнимой. Приходится лишь дивиться уникальным способностям и разносторонним дарованиям лидеров вечерки, местных балагуров. Появ ляется такой рубах'а-парень, и все стано вится на свои места, все как-то налажива ется, и жить, кажется, становится проще и ясней. Его всегда ждут. Его всегда любят. Познакомились недавно с текстами ста ринных новогодних колядок. Вот где рос сыпи Народного юмора и изобретательно сти! Вот где деревенскому балагуру была возможность отличиться! Приведу хотя бы такую; Колядин, колядиа, Я У батьки один. Меня батька послал. Чтоб я гроши достал. Открывайте сундучок — Вынимайте пятачок. Пятачка мало — Дай кусок сала. Блин да лепешку Кидай в окошко. Не дадите пирога — Я корову за рога1 Не дадите булку — Уведу каурку! Не дадите пышки — Свинью за лодыжки! Кто не даст меду — Расколем колоду! Кто не даст масла — Разгородим прясло1 И ведь действительно разгораживали, уводили, чудили... и не обижались друг на Друга. ' — Утром захочешь дверь на улицу от крыть,— вспоминала об этом веселом раз влечении одна из наших фольклорных ба бушек,— на крыльце целая поленница дров сложена. Не то еще додумаются: плеснут на дверь снаружи ведро воды — она и при стынет за ночь... Возьмите такое понятие — сельский гар монист. Ему «спокон веку» на Руси —самое почетное место, о нем — первая песня и частушка. Гармонист устал, Наклоняться стал. Надо совесть поиметь — Гармониста пожалеть Батя наш прямо на глазах молодеет, вспоминая, как против его однорядки «бая ны не стояли». — Не ленился,— говорит,— по ночам в бане переборы отрабатывать. Желающих выступить на вечерке —спеть, сплясать — всегда было много. Устанавливали очередь: то общая, то для пары. За вечер пар двад цать перепляшут. Ох, ведь и выбивали! У нас, в Мезенцеве, Ванька Ларин и Кирю- ха Сарычев здорово плясали. Частушки пе ли Манька Ожогина и Матрена Подножки- на. А сколько про гармониста! Как про себя услышишь, ну тут все на воздух по дымаешь! Гармонисту за игру Коньяку бутылочку. А матане за измену Скалкой по затылочку. Играй, гармонист,— Ты не сгубишься. Если я подмигну,— Ты и влюбишься1 Волнует, влечет старых гармонистов «по эзия российских деревень» — гармонь. Си дят в ее простом деревянном ящике див ные голоса и вечные неразгаданные тайны. Никогда не повторит гармонист гармони ста в игре. И гармонь привычную больше жизни любит. Каково было наше удивление, когда после одного из выступлений по Цен тральному телевидению мы получили пись мо из города Киселевска Кемеровской об ласти от пенсионера, бывшего фронтовика Ивана Ефимовича Мухорева. Он спрашивал нас, на чьей гармони мы играли, откуда она у нас взялась. А все дело в том, что наша гармошка оказалась похожей на его послевоенную, утерянную в 54-м году хром ку. Тронуло нас это письмо—тридцать лет человек свою гармошку разыскивает и все время найти её веры не теряет! Как же надо ее любить! Я вот уже говорил, что мой отец в дет стве «выпахал» свою гармонь. Считаю, что верный был подход к музыке в крестьян ской практике. К заслуженному, заработан ному собственным трудом музыкальному инструменту и отношение другое. Зато как часто сейчас приходится слышать: «Купи ли дочке пианино, а она играть не хочет». Или: «Сына в музыкальную .школу отдали ,—ходить бросил!» А чего ж ему, спраши-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2