Сибирские огни, № 9 - 1983
«Праздники детства», которые происходили на родине В. М. Шукшина в селе Сростки Алтайского края. Фильм посвящен детским годам замечательного советского писателя и кинорежиссера (авторы и постановщики фильма — Ренита и Юрий Григорьевы). В картине хорошо передана атмосфера дово енного сибирского села: есть сцены свадь бы, вечерки, проводов на фронт. Авто рам удалось точно схватить мужественные характеры земляков Шукшина. Образ Ро дины — большой и малой — постоянно при сутствует в фильме, волнует суровой, непод дельной правдой. Я бы сказал, вся картина сделана чистыми руками, с глубочайшим уважением к светлой памяти Шукшина. «Праздники» получились. Высокая награ да — первый приз на XV Всесоюзном кино фестивале 1982 года в Таллине — еще раз засвидетельствовала это. Много в фильме алтайских народных пе сен и частушек. Мы с братом принимали участие в работе съемочной группы и сни мались в некоторых эпизодах как исполни тели частушек. Но главным, в чем нам крупно повезло, было общение с участника ми фильма, талантливыми жителями Сро сток, знавшими Шукшина лично,— Раисой Ивановной Требух, гармонистом дядей Ми шей Зубковым, Александром Григорьевичем Куксиным, Вениамином Михайловичем Зяб- лицким (да, да, тем самым Веней, Зяблиц- ким, имя и фамилию которого писатель дружески вспомнил в известном рассказе «Мой зять украл машину дров»!). Вот уж где понаслышались мы про сибирские ве- черкиГ Да с музыкальным приложением! А язык-то каков! — Бывало, идешь на вечерку — развей малина!— рассказывает один.—Вся дерев ня стоном стоит! Гармонистов соберется человек пять, как вдарят — аж громйвень идет! — Попляшут или частушку споют,— под хватывает другой,— дак будь-будь! В «су- седушки» играли, в «метелицу» кружались, не то что счас: скык-мык — разве это тан цы?! А третий с какой-то гордой убежденно стью вдруг завершит: — Уж это мы до конца жизни не забу дем, до самой смерти... Забыть можем то, чо теперь услышим... Если задуматься, у каждого человека бы ла она, его вечерка. Это сейчас мы избало ваны клубами, дворцами, филармонией-, телевидением,— а тогда все с лихвой заме няла одна вечерка. Летом, с наступлением заката, какая-то неведомая сила тянула, звала молодежь на беседы, пбседки, тырлы, досвётки, супрядки, расстани — в каждой местности и название-то свое бытовало. Недавно совсем уж редкое услышал — топтогон. В Рубцовске, говорят, так вечер ку называли. Зимой сходились на рождест венские гадания, «брали» снежные города, встречали и провожали «широкую» масле ницу. А сколько горожан вздохнут украд кой, встретившись с этим полузабытым яв лением где-нибудь на экране или в концер те! Любопытная деталь — горожане, по-мое му, даже более обостренно воспринимают всё, что связано с воспоминаниями о вечерках. И порой такие диковинные веши можно услышать именно от горожан, в том числе от руководящих работников. Первый секретарь Искитимского горкома партии Анатолий Федорович Петухов как-то «вы сидел» на трех наших 'частушечных кон цертах подряд, а потом выяснилось, что ему с детства очень нравится гармошка. После третьего концерта он пришел к нам за ку лисы, признался в этом и попросил еще поиграть... Заместитель начальника Новосибирского областного управления культуры Николай Александрович Скосырский однажды рас смешил всех, вспомнив, как в своей дере венской юности он сменял гармошку на баян. Принесли ему баян, у которого, как известно, кнопки на басах расположены поперек левой части корпуса, а не вдоль, как у гармошки. Принесли, но не объясни ли, как нажимать. Стал он играть на баяне по-гармошечному,— не получается ничего. . «Разобиделся,— говорит,— думал, обману ли: испорченный баян подсунули». Завел я дома с родителями разговор о ранешных играх. Старики оживились, давай вспоминать условия игр. Не поленились даже в лицах изобразить: кто за кого вста ет, куда переходит... Оказывается, игры и танцы были очень интересные, увлекатель ные и со смыслом. «Через человека», «Вдова», «Косой дождь», «В разлучки» — любимые игры си бирской молодежи двадцатых и тридцатых годов. Эти игры проводились летом, под открытым небом. Они скрашивали досуг всей компании, а также предусматривали возможность побыть наедине двум влюб ленным. Во «Вдове», например, парень, задев де вушку, мог убегать от нее метров на двести от игрища. Она обязана догнать. Если ла дятся у молодой пары отношения,— стара ются подольше задержаться... Во время другой игры — «Через человека» — вся группа играющих нередко уходила от де ревни на два-три километра. Не менее колоритными были и танцы того же периода: «Выйду ль я на речень ку», «тустеп», «коробочка», «сербияночка».., «Тустеп» — танец с пением: — Девчоночка Надя, Чего тебе „надо? — Ничего не надо, Кроме шоколада I «Сербияночка» похожа на «иркутяноч- ку», но все же другая, ближе к «цыганоч ке», и тоже с припевочкой: Сербияночка красива, Сербиянка моется. Разрешите, сербиянка, С вами познакомиться?! «Морковочка» — вроде «Ах вы, сени]»: Ты морковочка, морковочка, Морковочка моя! У морковочки мякиночка Зелененькая! Весь я рынок обошел, Но морковки не нашел! Среди общих танцев особо выделялся парный «перепляс» (на гармошке под «пе репляс» исполнялись либо «трепачок», либо «подгорная», либо «цыганочка»). Выходили двое парней. Заказывали гар монисту музыку. Начинали не: . спеша. Один — два-три колена, потом другой,:;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2