Сибирские огни, № 9 - 1983
дись попристальней в меня: что же такое есть я, вечерка?» Прежде, чем продолжить этот востор женный разговор, хочу сказать, что автор этих строк сам по себе человек давным-дав но не восторженный, лет пятнадцать как городской и относительно молодой. Но тем не менее совершенно искренне и при народно хочу объясниться в самых высоких чувствах к вечерке. И на этой волне наме реваюсь вести дальнейший о ней рассказ, ...1954-й год. Откосились в то лето рано. Вечером ра зобрали станы и длинным обозом тронулись с Лебяжьего озера домой, в село Сузун. Приятно лежать на свежескошенной паху чей траве и под перестук тележных колес смотреть на крупные холодные звезды. А то еще вдоль дороги сверкнет что то. — Пап, смотри: угольки горят! — Это светлячки. А на другой день произошло чудо: отец принес только что купленную, сверкающую лаком гармошку — обещанную мне награду за хорошую работу на сенокосе (любопыт ный факт: батя повторил эпизод из своей жизни, он тоже в детстве заработал, «выпа хал» себе гармошку). Хромка жгуче притягивала сияющей но визной, но еще больше волновала певучими звуками. — Басы-то, как поросятки, похрюкива ют! — радостно сообщил я братьям. Они выучились играть раньше меня. А Анатолий, самый старший, призывного возраста, вообще скоро стал чуть ли не пер вым гармонистом сузунского правобережья и заимел особый авторитет. Батя —хитрец! — умело разжигал в нас интерес к гармошке. Он заставлял иногда поиграть на улице. Гармонь вечером далеко разносится — пол-Сузуна слышит! Прохо дит мимо соседка —обязательно остановит ся, присядет на лавку, похвалит, а попутно две-три частушки «выдаст»: Милый пашет во лесу. Во широком поясу. Пашет, заворачивает, Плужок околачивает. Кабы я, кабы я Перепелочкой была, Я б у милки на окошке Себе гнездышко свила. В те годы я их впервые и увидел, вечерки. Собирались на бревнышках недалеко от до ма Речкиных человек тридцать — сорок. Дом Речкиных перед самым спуском к реке. Приходили разнаряженные. Распевали мод ные тогда песни Мокроусова «Хороши вес ной в саду цветочки», «На крылечке твоем». Танцевали вальсы, фокстроты, танго. Ре же — польку, иногда — цыганочку и крако вяк. Верховодили собранием самые почтен ные — Петька Лучшев и Женька Петухов. Ну. естественно, как и во все времена, горазды были на всякие выдумки — шли «шкодить». Как сейчас помню, например, разговоры про тети-Дорину корову. Ее корове ночью ребята натянули на передние ноги старые кирзовые сапоги. Представляете, какой крик подняла спросонья тетя Дора, когда, выгоняя буренку в стадо, только за оградой собственного двора обнаружила на корове сапоги! Надо отметить, что «шкодили» не злобно как-то, а скорее изобретательно и добро- 1душно. Хотя одна шутка, как говорится, не ко времени пришлась. Загорелся перед рассветом дом глухоне мого одинокого старика Чанова. Разбудили шофера Ивана Сушкина, перед домом кото рого прямо на улице ночевала грузовая машина. Сушкин вскочил в кабину и пом чался до пожарной команды, не ведая о том, что к его старенькому ЗИСу-5 прицеп лены на проволоке большие деревянные козлы для пилки дров. Так и пронесся по всей улице, пугая и без того переполошен ных пожаром людей. Такие вот картинки выплыли из памяти. Жаль, нас, малолеток, тогда рано спать загоняли... А дальше была уже н а ш а юность — шестидесятые годы. Моему поколению в от ношении вечерок совсем не повезло: не ста ло их. Недавно прочитал об этом у Василия Макаровича Шукшина в книге «Нравствен ность есть правда»: «Что-то убили с вечер ками. Не надо меня сейчас ловить на слове: я не за вечерки в 1968 году. Но как приду мались когда-то всякого рода вечерки, по сиделки, так в 1968 году придумалось бы что-то другое — вместе с лекциями и танца ми. Зря покалечили народное творчество в этом деле. Обычай не придумаешь, это не возможно». Несмотря на исчезновение вечерок, моя юность еще успела побродить, поколобро дить по-за околицей с баяном. Околицы в Сузуне лесные, душмяные, на всю жизнь памятные. Ходили больше в сторону аэро порта, к высокому яру над тихой, застенчи вой Сузункой. Так вот шагаешь по тропи ночке — левая рука мех баяна разводит, а правая девичье страдание под локоток ве дет: Ой, подружка моя мила, Не рассказывай, что было, Все секреты-тайности Побереги до крайности... Недалеко колочек — Девяносто ёлочек. Тебе врут, а ты всё веришь, Дорогой милёночек... Красотища кругом — да разве таксе со стояние передашь на бумаге? Бесполезно! И столько музыкальных слл было — чуть не до рассвета иной раз играешь, и устали никакой! Ой, там за рекой Зарёвочку видно. Мене милый изменил — До чего обидно. Серый камень, серый камень, Серый камень да песок. Митька строен и высок. Сенька — сбитый из досок! Пойдем, миленький, домой — Заря занимается, Мать, наверное, не спит — Палкою махается... Однако, это уже не вечерки были, а так, отголоски их. 2 Много нового узнали мы про вечерки во время съемок художественного кинофильма
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2