Сибирские огни, № 9 - 1983
назначен опытный комсомольский работник, коммунист Юрий Дементьев. Хворостин стал главным инженером. Впрочем, если Борис и обиделся, то никак этого не пока зывал, да и на работоспособности Хворости на его чувства не отразились. Таких отрядов НСХИ.еще не знал. Ос новой и «Мелиоратора», и «Вузстроя» были линейные отряды — бригады численностью 12—15 человек, созданные, как правило, на базе учебной группы. А здесь — 60 студен тов разных курсов, до «Сибиряка» и не знавших-то друг друга как следует, людей с разным жизненным опытом. И новое не знакомое дело... Местом дебюта для «Сибиряка» был оп ределен совхоз «Пролетарский» Ордынско го района. Была в этом какая-то символи ка. «Пролетарский» находится в зоне це линных земель, а ведь именно на целине родилось движение студенческих строитель ных отрядов. Теперь сюда же —на цели ну— пришел, первый студенческий убороч но-транспортный отряд. Стремительно проходили дни трудового семестра. Рапортовали из «Пролетарского»: разместились на месте дислокации, по строили лагерь, подготовили технику... В конце августа студенческие комбайны вы шли на поля. Тогда вместе с первым секре тарем Октябрьского райкома комсомола Новосибирска Владимиром Ловцовым мы и побывали в «Сибиряке». .„Стелется под колеса «Волги» асфаль товая полоса хорошо знакомого Ордынско го шоссе. С памятного выезда агитбригады прошло три года. Строители завершили дорогу. Пытаюсь найти место, где когда-то буксовал наш автобус, но тщетно — старая колея давно распахана. Хлеб с придорож ных полей уже убран. Лежат ровные по лосы пшеничных валков, а кое-где золотят ся взъерошенные ветром копны соломы. Ловцов честно признался, что специали стом в сельскохозяйственном производстве, а тем паче в уборочной технике, себя не считает. Мое знакомство с комбайнами и прочими механизмами тоже базируется на курсе сельскохозяйственных машин, про слушанном лет пять назад, плюс скромная практика вождения трактора. Это все же больше, чем ничего. Начинаю делиться по знаниями, надеясь в глубине души, что чрезмерная краткость моих рассуждений будет'расценена Ловцовым как немногосло- вие специалиста, боящегося подавить собе седника избытком информации. До конца сосредоточиться на разговоре мешает одна мысль, тем чаще приходящая в голову, чем ближе конечная цель нашей поездки. Из отчетов Дементьева знаю, что техника ре бятам досталась не самая лучшая. Сколько же комбайнов чбудет бездействовать на этот раз: один, два, три? Действительность превзошла все ожидания. Из шести студен ческих комбайнов, работавших на поле, когда мы 'приехали, стояли... все шесть. Два с зажженными фарами — значит, бун кера полны, ждут куда-то запропастивший ся автомобиль, а четыре неисправны. Между комбайнами мотался злой и взъерошенный Хворостян, пытаясь вернуть к жизни умолк нувшие машины. Сейчас об этом забавно вспоминать, а тогда хотелось бежать куда глаза глядят. Но так было, так начинал свой трудовой путь «Сибиряк». Новые комбайны, пришли в совхоз за неделю до конца уборочной страды. А ста рые... «Если бы не ребята, некоторые из этих машин никогда бы уже не работа ли»,—честно признался директор совхоза. Впрочем, обиды на него не было. Он сде лал все, что мог, а право на хорошую тех нику надо было еще заслужить. Примерно через час после нашего приез да три комбайна двинулись по полю. Еще два, выгрузившие из бункеров в кузов подъехавшего ЗИЛа тяжелое золотистое зерно, давно исчезли за березовым колком, далеко вдававшимся в хлебное поле. Шестой комбайн все еще стоял. Комбай нер — молоденький худенький студент — растерянно стоял рядом,, глядя, как ругающийся сквозь зубы Хворостян. изо всех сил налегая на лом, использо ванный им вместо рукоятки, вручную раскручивал в обратную сторону механизм, пытаясь извлечь из внутренностей маши ны... телогрейку, не замеченную незадачли вым механизатором. Рядом присел опытный комбайнер-наставник (из числа включенных в состав отряда для оказания практической помощи студентам) и негромко, чтобы не слышал виновник . задержки, говорил Бо рису: — Спокойней, Боря. Ты на технике сколько лет отработал? Вот то-то и оно. А для него это первая уборочная. Так что все ошибки пополам дели — половину ему, а половина наша с тобой. Понял? Сердито сопевший Хворостян молчал. Потом мы проехали по полям, и Борис с улыбкой рассказывал, о буднях отряда, се товал на трудности с запчастями («самое ценное под кроватью прячу!») и то и дело кивал в окно: — Наше поле. И это тоже. И это... На «наших» полях сплошной стеной стоя ла, склонив к земле тяжелые колосья, пше ница. А я вспоминал совсем молодых сту- дентов-комбайнеров и с тревогой думал: справимся ли? Ведь 3114 гектаров —не шутка. Не погубим ли с таким трудом вы ращенный земледельцами хлеб? Борис притормозил, выскочил из кабины. — Рожь сегодня заканчиваем! Медленно двигались по полю комбайны, подбирая хлебные валки. Рожь в тот год вымахала в рост человека, ветер положил, ее, спутал. — Нелегко пришлось,— рассказывал Бо рис.—Опыта у многих почти никакого... После ржи работали на уборке гречихи. Она, наоборот, низкая выросла и жесткая, как проволока. Ну, ничего, теперь легче бу дет с пшеницей управиться. «Сибиряк-78» экзамен выдержал. 49310 центнеров зерна прошли через бункера сту денческих комбайнов. А осенью в НСХИ состоялось первое (и пока, к сожалению, последнее) совещание командиров убороч но-транспортных отрядов. Представители Донского СХИ, Омска, Красноярска, Бар наула рассказывали о своем опыте создания отрядов-коплексов, и новосибирцы убеж дались, что «Сибиряк» пошел по правиль ному пути, что в его работе было многое из того, чем по праву гордились и гости. И, пожалуй, самым внимательным и заинтере сованным участником совещания был Борис Хворостян. Доклад его - на студенческой научной конференции тоже был посвящен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2