Сибирские огни, № 9 - 1983
ла Анатолий сердился, отбивая обиженные телеграммы, пытался ругаться по телефону, но после седьмой, кажется, делегации сми ренно телеграфировал: «Присылайте кого угодно. Готовы на все. Даже на работу выходим в парадной форме». Насчет па радной формы, конечно, шутил, но показать все лучшее, показать честно, без «липы» и «показухи» Стафоров действительно умел). Их всех объединяло неумение делать дело кое-как, и еще — какой-то особый дух «Мелиоратора». Много хороших дел в послужном списке этого отряда, немало руководителей и глав ных специалистов хозяйств прошло его школу, но... на XX отчетно-выборной ком сомольской конференции НСХИ командир «Мелиоратора-78» Владимир Соколов ска зал: — Отряд делает и будет делать большое И нужное дело. Но ведь трудовой семестр — это еще и период производственной практи ки. Будущий инженер сельскохозяйственно го производства, руководитель колхоза или совхоза должен знать не только трактор. Нам необходимы практические навыки подготовки техники к посевной и уборочной страде, умение работать на комбайне. «Ме лиоратор» незаменим для студентов млад ших курсов, но для дипломников он дает уже недостаточно. Одного «Мелиоратора» институту мало. Нужна какая-то новая форма студенческих отрядов — отрядов, которые способны дать сегодняшнему сту денту практические навыки, без которых он не обойдется, окончив институт. Таким отрядом стал уборочно-тракторный комплекс «Сибиряк». ХВОРОСТЯН, ЗАВАЛИШИН, ТРЯСЦИН... Осенью 1977 года .во время отчета в обкоме комсомола командир областного штаба ССО В. Попантонопуло упомянул об инициативе студентов Донского сельхозин- статута — создании уборочно-транспортных отрядов-комплексов. Тогда это было но винкой. Упомянул, конечно, с определенной целью: а почему бы не создать такой ком плекс в Новосибирском СХИ? С тем, что идея интересная, согласились без спора (тем более что в комитете комсомола во прос этот уже обсуждался). Однако мало ли у нас интересных идей, до реализации которых руки так и не доходят? Комсомоль ская организация института переживала в ту пору нелегкое время. Стремительно рос строительный отряд «Вузстрой», набирало силу патриотическое движение студентов «Строим институт своими руками». Зав трашние агрономы, зооинженеры, эконо мисты осваивали профессии каменщика, штукатура, бетонщика, маляра. Впервые создавался специализированный отряд «трудных» подростков. А ведь был еще «.Ме лиоратор», был сельскохозяйственный от ряд, работавший в учхозе. За два года об щая численность институтских ССО выросла более чем в пять раз! Опытных кадров, знающих специфику стройотрядов, работав ших в них, не хватало катастрофически. Недаром все секретари факультетских бюро ВЛКСМ, добрая половина членов комитета комсомола надевали летом зеленые строй отрядовские куртки. Где уж тут создавать принципиально новый отряд?! И, может быть, создание УТК отодвинулось бы еще на пару лет, если бы при том памятном разговоре в обкоме комсомола не присут ствовал Борис Хворостян. В комитете комсомола Бориса знали. Этот первокурсник был здесь частым го стем. До поступления в институт он успел закончить Куйбышевский сельскохозяй ственный техникум, прошел там хорошую школу ССО, а отличные отметки в зачатке Хворостина говорили о надежном фундамен те знаний. Зимой и летом ходил Борис в‘ фирменной стройотрядовской куртке, по крытой чешуей значков участника трудовых семестров. Большой, шумный, он всегда ре шал какие-то проблемы, чего-то добивался, с кем-то спорил. Когда Хворостян предложил создать убо рочно-транспортный комплекс, в комитете ему сказали: — Действуй. Нужна будет помощь — по можем. Но учти, что вся черновая работа ляжет на тебя. Не испугаешься? Расчет был простой: справится Хворос тян — прекрасно, нет — тоже худа без добра не бывает, поймем, на чем можно об жечься. Комплексы все равно надо было создавать: время их пришло. Хворостян не испугался. Съездил за опытом в Азово-Черномбрский сельхозин ститут, привез кучу бумаг. Опыт азовцев не полностью подходил для Западной Си бири — другой был климат, другая уро жайность, другая техника. Борис обратился к преподавателям. С их помощью постепенно стал вырисовываться облик первого в НСХИ уборочно-транслорт- ного отряда. Не все было гладко. Хворостян прибегал в комитет комсомола, шумел, ру гался. Сначала это раздражало. Потом поняли, что весь этот шум был для Бориса своего рода разрядкой. Он сделал все, что мог. Планы, идеи, результаты споров обра стали конкретными делами. Решили, что в составе «Сибиряка» (так нарекли новый отряд) должно бкть 55-60 бойцов: звенья комбайнеров, трактористов, звено техниче ского обслуживания. Отряд прошел через рифы подготовитель ного периода: обучение по технике безопас ности и специальности, медицинский кон троль, формирование актива. Под страховывать Хворостяна почти не при шлось, но командиром УТК его не поставили. Побоялись. Борис умел работать, умел увлечь других. Но столько в нем было энергии, что то и дело била она через край. Не умея делать дело вполсилы, Хворостян безоговорочно требовал того же от всех, зачастую не учитывая разницу в возможно стях. Если он составил мнение о человеке, практически его уже не переубедить. А ведь целью создания УТК была не только убор ка урожая. От командира требовалось уме ние создать в отряде ровную деловую ат мосферу. Важно было научить работать студентов, многие из которых пришли в институт прямо со школьной скамьи, по- мочь им открыть ,в себе будущих инжене ров. Командир должен уметь находить общий язык с руководителями хозяйства и десятками совершенно неожиданных людей,' оказавшихся втянутыми в сферу жизни от ряда. Поэтому командиром «Сибиряка» был
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2