Сибирские огни, № 8 - 1983
раж художника, отступает на шаг, придерживая ее на расстоянии вытя нутых рук, и бормочет свое: «Надо же... здесь!..» Красавица цепенела. Наглядевшись и как будто привыкнув к своей удаче, мосфильмовец успокаивался и объяснял, что он помреж, заехал сюда к матери на недельку передохнуть от своей сумасшедшей работы и вруг встречает здесь такой экземпляр, в поисках которого он с ног сбился в Москве. Откашлявшись, он извиняется за свой костюм, небрежным кивком за брасывает назад свою прямоволосую гриву и приступает к делу: «Воз раст? Где учитесь, служите? (не «работаете», ни в коем случае, а имен но «служите» —это действовало). Придется взять отпуск, а лучше сра зу уволиться: я уверен, у вас т ам все пойдет хорошо. ...Видимо, мне придется поговорить с вашими родителями: родители, как правило, воз ражают... знаете, гм, такие сплетни всегда вокруг кино...» Ну, девице гром с ясного неба. Он бегло рассказывает ей «сцена рий» и «ее роль». Облокотившись о парапет набережной, он со столич ной усталостью завидует этой тишине, этой благословенной провинци альной неторопливости, сетует на неудачный свой скоро распавшийся брак («актрисочка оказалась бездарна и срывала на мне свои истериче ские комплексы») —и вот уж раскалившаяся будущая звезда с робкой жалостью (и куда девалось презрение ко всему миру?) дотрагивается до его усталого плеча. Он нервно вздрагивает, как бы беря себя в руки, и строго прощает ся, решительно предупредив, что послезавтра уже с билетами ждет ее на вокзале, уволившуюся, с вещами и прочее. На вокзал он потом уж и не ездил. А поначалу, когда еще только от рабатывал этот спектакль, ездил, проверял. Особенно нравилось ему свести к одному столбу на вокзале сразу двух актрис. Он приходил зара нее, садился в будке у знакомого сапожника и удобно наблюдал оттуда, 'как они по одной появлялись у назначенного места и милостиво погля дывали на бесконечно чуждую им толпу, от которой они будут скоро так далеки, что можно даже ради вечного расставания простить им эти уз лы, эти их грубые чемоданы и ошалелые лица. И только Друг на друга они поглядывали с ревнивой неприязнью и отворачивались в разные сто роны, угадывая врага. Мишка следил, как эти снисходительные личики становились беспо койными, потом растерянными, потом поезд уходил... И как они подби рали свои чемоданчики и притворялись приехавшими. Знакомый сапожник неодобрительно ворчал: «С работы девок сры ваешь. Производство страдает...»— «Ничего,—посмеивался Мишка,— ради науки». Ему хотелось их всех наказать —за глупость, за спесь, за то, нако нец, что так нестерпимо зависел от них —до бешенства, невольное чело веческое существо, душимое животными соками. Он являлся по субботам на танцы в своем ПТУ глумливо глядеть на своих соучениц, этих серьезных девочек, не понимающих, какая сила тя нет их сюда по вечерам в тесноте и темноте в обнимку с парнем под тем ную музыку переступать с ноги на ногу. «Видимо, любовь к танцам, _ подсказывал он своей свите, и свита угодливо ржала. В перерывах музыки девочки делали непричастные к танцам лица и важно решали кучкой какие-нибудь общественные и учебные вопросы. Мишка выбирал жертву, танцевал с ней один, другой и третий танец — глядишь, она уже начинала трепетать в видах на «дружбу».^ Ведь все к п у г ом «дружили». Один только Мишка ни разу не пал до этой презрен- сказать- «Ты мне тоже», как он поясняет свои словам 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2