Сибирские огни, № 8 - 1983
важное умение — умение сострадать лю дям, умение чувствовать чужую боль как свою. Лишаясь этого умения, человек лиша ется и душевной цельности. Медицинская фактура рассказа помогает автору доказать это с большой убеди тельностью. Вспомним, как много теоретизировал, рассуждая о смерти, «экзистенциалист» Са- ломатин и насколько далеки от жизни были его умствования. Для доктора из рассказа «Побег» смерть и страдания людей постоянно на глазах; более того, они в его профессии — дело до вольно обычное и постоянно испытывают врача на духовную стойкость. Не случайно именно отношение к смерти становится в рассказе Курносенко мерилом моральной и нравственной ценности. В начале произведения мы видим еще только начинающего самостоятельную практику юного доктора, готового беско рыстным своим участием помочь всем и вся. И для него пока «любая смерть — это итог всех, всего человечества». Но со вре менем настает самое, наверное, страшное для врача (да только ли для врача!) — привыкание, привыкание к чужой боли, чу жой беде, чужой смерти. А с привыканием возникает та самая отчужденность, кото рая приводит к болезненной раздвоенности сознания, когда личное перестает совпа дать с общественным, а профессиональное мастерство лишается одухотворенности. «Снаружи, как врач, как представитель рода, я знаю: человеку надо умирать. Мне жалко, но я разрешаю. Покачаю головой: десять тысяч, надо же! Но ничего, приму. А когда это брат? Дочь? Когда он — я? В том-то и собака. Я могу поверить в лю бую смерть. Даже Тани (это моя жена) по верю, хоть и меньше, чем в чью-либо еще. А в свою — нет. Потому что боюсь. Отвер нусь, зажмурюсь, в иллюзию, в дым, в «де сять тысяч» поверю, в любое поверю вранье — лишь бы жить, лишь бы не вы таскивать голову из-под крыла». И так же, как перед Маниным, Салома- тиным, Хаёриным, осознание двойственно сти такого существования выдвигает перед героем «Побега» проблему полного и окон чательного духовного самоопределения. «Или подойти поближе — соумереть с каж дым, кого хоронишь», как когда-то, в моло дости, когда не было еще страха перед соб ственной Смертью. Но для этого, признается герой рассказа, он «не годился», потому что «слишком любил себя». Или же «ос таться снаружи, привыкнуть»? Герой В. Курносенко выбирает иное — «отойти совсем. Сберечься, надеясь на что- то пока неясное и нерешенное». Почти как Саломатин: уйти в никуда, без цели и смысла. Но в том-то и разница меж ду ними, что у одного (Саломатина) бегст во в никуда исходит из придуманной тра гедии, навеянной чарами «философии суще ствования», а у другого (врача из «Побега») — из подлинной драмы несовпа дения высоких человеческих идеалов с реальной жизненной, в частности, медицин ской практикой, когда даже смерть стано вится заурядным явлением и человек начинает относиться к ней если не с пре небрежением, то с холодным профессио нальным безразличием. Ожидая, что с сообщением об уходе ге роя из больницы рассказ «Побег» и закон чится, мы ошибаемся. Автор пишет еще один эпизод, который оказывается в какой- то степени ключевые, поворотным в разре шении судьбы главного персонажа. Это эпизод последнего дежурства. Автор слов но боится, что читатель вдруг поверит ему, что его герой действительно «отошел», «лег на дно». Разве это и есть выход из тупика человека, так остро осознавшего трагизм смерти и почувствовавшего ответственность перед жизнью? Но где он — настоящий-то выход? Гово рить об этом пока рано. Поиск его героем рассказа будет продолжаться. Но часть пути для себя он уже понял и преодолел. «Возлюби ближнего своего как себя. Пройди, проживи смерть его как свою, и, может быть, ты обретешь бесстрашие, и за будешь ложь, и станешь свободным». Но что в данном случае значит это биб лейское «возлюби»? Пойми и прими серд цем страждущего, больного и умирающего? Да, разумеется! Но только при этом с еще большей силой и проникновением возлюби того, кто явится на свет белый на смену ушедшему из жизни, ибо, как ни страшна смерть, за ней грядет жизнь, и в непрелож ном постоянстве такого обновления основа основ бытия мира. А последнее дежурство героя В. Курно сенко заканчивается прйемом родов. Роды тяжелые, роженица на грани смерти. И — удивление вдруг охватывает врача: «Разве нас мало? Разве жить такая уж роскошь? Разве мы уже знаем зачем?» Это — удив ление перед самопожерствованием во имя новой жизни. А вместе с удивлением у ге роя рассказа нарождается понимание ис тинного назначения и своей собственной жизни и жизни человеческой вообще. «Я шел домой. Я улыбался, и было хо рошо... В моей догадавшейся душе бродило новое вино». Фразой этой и заканчивается рассказ «Побег». Но ею же можно завершить и лю бую из упомянутых в статье повестей, по скольку, как нельзя лучше, выражает она начавшийся в душе героев процесс обнов ления, очищения, процесс преодоления «по граничной ситуации». В произведениях, с которыми выходят на суд читателя С. Кручинин, Н. Курочкин, О. Пащенко, В. Курносенко, конечно же, далеко не все совершенно. Впрочем, это и понятно: молодые писатели набираются мастерства и опыта. Во многом они и сами, как их герои, в стадии становления. Но у каждого из них ощущается и острая потреб ность как-то по-новому, нетрадиционно взглянуть на человека в современном мире, понять, чем новые поколения людей отлича ются от предыдущих. А это уже само по се бе верный признак того, что в литературе нашей бродит и крепнет «новое вино». ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2