Сибирские огни, № 8 - 1983
как художник был совершенно прав, ибо инерция всей предыдущей жизни Павла ак тивно противодействует ломке сложившего ся стереотипа поведения. Это потом, зна чительно позже, заматерев и приобретя ' устойчивость, Хаёрин как аксиому станет воспринимать, «что мужчина от первород ства воин, защитник», а пока... Хаёрин бежит от страшного места и весь следующий день мается одной мыслью: не нагрянет ли к нему милиция, не придется ли ему нести ответственность за смерть Федора? И одно то, что спрос такой воз можен, пугает его настолько, что Павел бе жит: берет на работе расчет и уезжает, куда глаза глядят. Два года мотается Хаёрин в чужих кра ях в надежде, что все перемелется, забу дется. Но убежать от себя не удается. «Оса док злой ночи полустанка» преследует его постоянно. Конечно, юридически Павел ни в чем не виноват. Гложет Павла вина нравственная. Здесь дело, наверное, даже не в Федоре. На глазах Павла Хаёрина совершается по сягательство на самую большую ценность в мире — человеческую жизнь, а он ничего не сделал, чтобы предотвратить беду. И не прав Батенев, утверждая, что у Павла «придуманная беда». Нет, и вина, и беда Хаёрина самые настоящие, только, может быть, не столь явны и конкретны, нежели у Батенева. Правда, вину, которую чувствует за со бой Павел и которая постоянно терзает его, можно и не принимать на свой счет. Камень не бросят. Но Хаёрин как личность с достаточно сильным, при всех его недо статках,. гуманистическим началом принял ее — и принял очень близко к сердцу. На это, вероятно, и рассчитывал Федор, наказывая Павлу в посмертной записке: «Присмотри за Алешкой» (его сыном. — А. Г . ) - И не ошибся. Груз вины заставляет Хаёрина разбить скорлупу привычного оби тания и отправиться в деревню. Внимательный читатель, однако, может возразить: в том, что герой повести изо всех сил старается прижиться в Борови ках, повинны вовсе не упомянутые поло жительные качества его и не вина Хаёрина, а то обстоятельство, что Павел полюбил бывшую жену Федора Ульяну. Что ж, причина веская, но главная ли? Ведь решение «ехать на жительство в Бо ровики» возникло раньше завладевшего Хаёриным чувства. Да и взаимоотношения с Ульяной развивались в тесной зависимо сти от того, насколько успешно внедрялся Хаёрин в деревенскую жизнь. Любопытно заметить, что жизнь Павла Хаёрина «после Федора» тоже заключена в любовный треугольник. Теперь Павел меж двух женщин — как меж двух огней. И не потому, что не в силах выбрать — он уже выбрал, полюбив Ульяну,— а потому, что крепнущее в нем чувство всепроникаю щей ответственности не дает ему права ра зом покончить с одной ради другой. Все ближе и ближе становится ему Ульяна, но вместе с тем и Наталью-то он понимает с ее одиночеством, неприкаянностью, женской беззащитностью' все больше и больше, а потому и не может разом обрубить с ней все отношения. У Хаёрина, убеждает нас автор, вообще нет какого-то единственного, оптимального варианта выбора, По крайней мере, на дан ном, переходном этапе его. судьбы, Вероят но, поэтому так неровно, болезненно, идет у него смена одного жизненного состояния другим. И главным в этом процессе стано вится все-таки не то, полюбит или .нет Павла Ульяна или останется он с Натальей, а то, сумеет ли Хаёрин жить так же прочно, уверенно, как Холоньков, Петр Глушаков — старший брат Федора, как все те, в чью большую трудовую семью он входит. При мут ли его жители Боровиков, станет ли он среди них равным, своим — вот что, в конечном счете, его беспокоит пуще других забот. Не случайно, уже прожив некоторое время в деревне, поработав на ферме, об- выкнув, Павел продолжает бояться, что пришелся не ко двору, и уговаривает Ульяну уехать в город: «Пойми же, не выйдет семьи среди вашего люда. Под стеклом бу дем. Не спорю, люди славные... Но они на месте, а я пришей-пристебай». Тем не менее, несмотря на не покидаю щее пока ощущение зыбкости своего суще ствования, Хаёрин уже твердо знает, что нужно, чтобы почувствовать себя полно ценным членом общества, завоевать уваже ние односельчан. «Мужчин за какое-то боль шое дело уважают. Пора и мне себя проя вить, кай иначе?» Слова эти говорят за то, что в Павле Хаёрине начинает зреть граж данин. Собственно, в том и заключается главный итог исканий героя О. Пащенко. Но и сейчас автор не торопит события, не старается побыстрее подсунуть прозрев шему Хаёрину «большое дело», дабы тот скорее показал себя, доказал, что он муж чина. Отсутствие мгновенных перемен в ме няющейся жизни Павла, перманентное дви жение его характера к качественно новому состоянию более соответствует правде се годняшней жизни, из гущи которой взят данный персонаж. Читатель же свою веру в перерождение Павла Хаёрина накапливает по штрихам, деталям, оттенкам отношения к нему со стороны тех, с кем находится он в посто янном контакте. И, когда в новой, полу ченной от совхоза квартире, куда Хаёрин переезжает на жительство со своим семей ством — Ульяной и Алешкой,— Павел «на мертво приколачивает вешалку», уже бес поворотно веришь, что это навсегда, что так же бесповоротно герой повести «Воз вращение» закрепится в новой, и теперь уже для него единственно возможной жиз ни. Итак, герои повестей С. Кручининд, Н. Курочкина, О. Пащенко пытаются обре сти себя в жизни, занять свое прочное мес то в обществе. А вот перед врачом из рассказа В. Кур- носенко «Побег» такой задачи как будто и не стоит. Его способности и призвание до статочно полно реализуются в его профес сиональной деятельности, имеющей, кстати, огромную общественную пользу. Тем не менее — в определенный момент герой «Побега» тоже оказывается в «пограничной ситуации». Герой рассказа начинает замечать, как с холодным профессиональным умением от не го мало-помалу уходит другое, не менее
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2