Сибирские огни, № 8 - 1983
и пользы от меня ни грамма не ждите! Я буду жить в Щелях вашей цивилизации, как Живут тараканы, питаясь крошками и' мусором. Я вам не ,мешаю, и вы меня не замайте!»— заявляет он. И возникает'вопрос: вредны ли подобные' «тараканы» обществу? Никого же не тро гают, не задевают? Однако уже в самой их бесполезности заложено опасное социальное зло. Не только потому, что страна не до считывается необходимых ей рабочих рук. Опасней другое. Идейная глухота и духов ная распущенность, которой прежде всего и отличаются «тараканы эдики», в конечном счете приводят к полной общественной пас сивности и крайнему эгоцентризму. И в кон тексте той ожесточенной идеологической борьбы, которая нынче все более разгорает ся в мире между противоположными поли тическими полюсами, даже безобидное, на первый взгляд бесполезное прозябание гра ничит с предательством — предательством общественных интересов, изменой мораль ным и нравственным принципам, которые со ставляют основу всей нашей жизни. С этих позиций повесть Н. Курочкина «Пограничная ситуация» видится как по весть-предупреждение всем тем, кто, от правляясь в жизненное странствие, пытает ся соорудить здание «собственной истории» на песке чуждых идеологий и философий. Подойдя к критической отметке в своей' жизни, Манин и Саломатин твердо для се бя уясняют одно: надо «очиститься, очис титься...» Но в чем это очищение, каков путь к нему? Этого герои С. Кручинина и Н. Курочкина пока не знают. Они на рас путье перед дорогой. А вот начинающий красноярский проза ик Олег Пащенко сделал такую попытку — показать трудность очищения и перерожде ния, сложность поисков своего берега и собственного «я» на этом берегу человеком изначально по характеру слабым и неус тойчивым. Многое в трудности и запутанности жиз ненного пути Павла Хаёрина идет от его врожденной мягкотелости, жалостли вости, неумения постоять за себя. Таким го раздо труднее. Их проще сломать, сорвать с места, превратить в перекати-поле. Как никто, подвержены они случайным обстоя тельствам, и чаще, чем кто-либо, оказыва ются в роли «униженных и оскорбленных». Но, разумеется, не только такая вот сво его рода предрасположенность всему виной. Не менее существенно еще и то, что нет у Павла ни прочной жизненной основы, ни крепкого корня. Хаёрин — дитя городских окраин, где в свое время немало скапливалось междом- ков, людей без роду и племени. Павел пло хо помнил рано бросившего семью отца-ал- коголика, зато на всю жизнь в памяти ос талась мать, до срока состарившаяся и надорвавшаяся женщина, которая рано уш ла из жизни, оставив сына сиротой. И по-человечески героя О. Пащенко вполне можно понять, когда после долгих мытарств, «не имея своего угла в городе», он, наконец-то пристроившись на заводе нормировщиком, получив квартиру, начина ет лихорадочно замуровываться в коконе своего уютного полусонного быта («Дом — работа — дом, хотя долг гражданина тре бовал обратной комбинации: работа — дом — работа»). Возможно, в этом полудремотном одно клеточном существовании и прошли бы все его дни, если б не встречи с людьми, так кру то перевернувшими жизнь Павла Хаёрина. Первой была Наталья — пышнотелая безмужняя красавица с двумя детьми. Соб ственно, связь с ней никаких особых хлопот Павлу не доставляла. Скорее — добавляла уюта и приятных минут (в его холостяцкое житье-бытье. «Вот так ходил к ней, ходил, и эти хождения, прямо скажу, меня устра ивали: я хоть там ел по-человечески, не го- ворй уж о другом человеческом...» Короче говоря, пригрелся на груди одинокой жен щины, не пытаясь понять ни ее одиночест во,- ни себя в ее судьбе. И так тоже, наверное, продолжалось бы неизвестно сколько, если б не Федор Глу шаков. Если бы не Федор... Он внес смуту и раздор в успокоенное и размеренное житье Павла Хаёрина, заста вил очнуться его, заглянуть в себя, увидеть мир вокруг другими глазами. С появлением Глушакова вся жизнь, вся судьба Павла как бы раскололась на две части: до Федора и после Федора. А смерть Федора Глушакова стала своеобразным во доразделом, той самой «пограничной ситу ацией», за пределами которой должно было начаться обновление Хаёрина. Та часть повести «Возвращение», которую я условно назвал «До Федора» (имеется в виду до смерти Федора), оставляет двойст венное впечатление. С одной стороны, перед нами вроде бы банальнейший любовный треугольник: в один прекрасный момент в домишке Натальи на окраине города появ ляется Федор Глушаков и становится счаст ливым соперником Хаёрина. Однако стоит только присмотреться — и иллюзия клас сического любовного треугольника исчезает. Дело в том, что ни Павел, ни Федор насто- ящей-то любви к Наталье не испытывают: Хаёрин ищет у нее тихую заводь, а сама она тянется к Федору, чувствуя в нем си лу и основательность, чего так не хватает Павлу. Сами же соперники ни особых мук ревности, ни ненависти друг к другу Не ис пытывают. Иначе говоря,, треугольник формально хоть и существует, но традиционно-драма тических коллизий он в себе не несет. И, на до сказать, в жизни так бывает очень и очень нередко. А вот для сегодняшней лите ратуры, склонной или намеренно идеализи ровать любовные отношения, или, впадая в другую крайность, к месту и не к месту их драматизировать, иной раз самый пош лый адюльтер выдавая за кипение роковых страстей, такой расклад действительно до вольно-таки непривычен. Зато в какой-то степени естествен для русской классики. Вспомним хотя бы взаимоотношения князя Мышкина, Настасьи Филипповны и купца Рогожина в «Идиоте» Ф. М. Достоевского. Кстати, в повести О. Пащенко влияние великого русского писателя вообще доста точно ощутимо. Не потому, конечно, что Хаёрина можно сравнить С князем Мышки ным, а Федора Глушакова е Рогожиным (такие лобовые сравнения, как правило, слишком приблизительны и мало что дают).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2