Сибирские огни, № 8 - 1983
нет необходимости стремиться к какой-то конкретной цели, предпринимать что-то во имя чего-то или нести за кого-то ответствен ность, даже за самого себя и свои поступки. И вот, когда объяснение жизненным не удачам найдено, а собственное бессилие оп равдано «философией существования», Са ломатин начинает делать «практические» выводы — со спокойной совестью и упокоен ной душой пускается «без руля и без вет рил» по воле жизненных волн «экзистиро- вать», а точнее и проще говоря — бродяж ничать, «бичевать». Для начала Саломатин бросил препода вание в техникуме, куда пришел после окончания института, перестал бриться и уехал в Хабаровск, где никогда прежде не был. Потом решил, что еще больше надо приблизиться к истинному экзистенциализ му, и подумал: «А что если пожить просто так, нигде не работая, на сколько хватит денег». Попробовав, Саломатин почувство вал, «что мог бы жить вот так, ничего не давая обществу, долго. Вероятно, до конца дней». И какое-то время Саломатина вполне устраивает такое существование. «Да, это жизнь! Каждый час, каждый момент чувст вовать, что твое, ничем не гарантированное, никаким законом не заслоненное от холода, голода и прочих лишений существование может прекратиться, каждый момент чувст вовать, что живешь еще,— это мало кто ис пытал!» Слова эти с двойным дном, с подтекстом, в котором отчетливо звучит и злая автор ская ирония, и подлинное отношение писа теля к «причудам» своего героя. В самом деле, никаких веских причин со циального или политического плана (не станем же мы относить к ним бытовые и личные неурядицы), которые толкнули бы его на путь изгоя, у Саломатина не было и быть не могло по той хотя бы простой при чине, что и убеждений-то серьезных, за ко торые можно пострадать, у него тоже от нюдь не наблюдалось. Так же, как и Манин, Саломатин живет чужой, взятой напрокат жиЗнью. И вовсе не обретает он себя в экзистенциализме. По верхностно, вульгарно понимая и истолковы вая его, Саломатин обретает с его по мощью лишь удобную форму существова ния. «...Ведь мы с тобой никакие не экзистен циалисты,— убеждает Владимира его быв ший сокурсник Андрей Четырин, когда-то тоже увлекавшийся «философией существо вания»,— Ну пьесы почитали, ну из крити ческих статей «изюминок» наколупали. Это же так несерьезно. Сартр, Хейдеггер и про чие — культурнейшие люди, знающие фи лософию от Демокрита и Платона. А мы кто? У них экзистенциализм выстрадан...» Этой-то выстраданности прежде всего и не хватает Саломатину. Недаром одна из его знакомых говорит ему: «Брось, Володь- ка. Философией в наше время интересовать ся нельзя. Можно жить ею или жить без нее...» Саломатин же с философией «флирту ет». И флирт этот в равной степени отдалял его как от философии (того же экзистен циализма), так-и от реальной жизни. Зато приближал к кругу людей, которых «экзи стенциализм интересовал если не глубоко, то остро». Зло и хлестко охарактеризовал Н, Ку рочкин круг подобных ценителей «филосо фии существования», этих фрондирующих интеллектуалов-переростков, как он их мет ко называет. Они бунтуют в своем кругу, но не высовываются на людях. «Бунт их похож! на щедринский бунт против полицейского: зайти в подворотню, чтоб никто не видел, и в кармане кукиш сложить». Тут, правда,1не ясно, против кого бунт. Чем дальше, тем больше это последнее обстоятельство не дает Саломатину покоя. Против чего он восстал, за что борется? И борется ли? Скорее просто эпатирует по мелочам. Когда же дело касается серьезной проверки теории практикой, тут и обнару живается, какая между ними пропасть. Для себя, например, Саломатин давно ре шил умереть «по-экзистенциалистски, то есть от своей руки и в срок, самим установ ленный». Но одно дело рассуждать, дру гое — решиться исполнить. Сознательное, как итог, венец существования, лишение са мого себя жизни требует от человека ог ромной духовной мобилизации (есЛи, конеч но, это не есть результат аффекта, невменя емости). То есть и самоубийство должно быть освящено идеей, ради которой жертву ешь самой большой ценностью — собствен ной жизнью. А этого, как мы убедились, у Саломатина не было: в жизни своей он только разыгрывал сам для себя сочинен ную по экзистенциалистским схемам пьесу, в которой был и участником, и зрителем. Но умирать-то «законы жанра» требовали по-настоящему... С беспощадной сатирой изображена Ни колаем Курочкиным попытка самоубийства «экзистенциалиста» Саломатина. Автор от крыто разоблачает своего героя, срывает с него маски. Решив броситься под поезд, он придумывал одну причину за другой, лишь бы оттянуть решительную минуту, и, нако нец, «понял, что ничего у него не выйдет и пора кончать комедию». А когда понял это, почувствовал, что смерть все-таки наступи ла — преставился, приказал долго жить в душе Саломатина так бережно лелеянный им экзистенциалист. Экзистенциалист умер, но мучительный вопрос к самому себе — «а куда идти ему?» у Саломатина остался. Осталась и неэкзи стенциалистская, а сугубо реальная, жиз ненная «пограничная ситуация», которую герою Н. Курочкина еще предстоит прео долеть. Итак, Саломатин «свихнулся» на экзис тенциализме. Иные — непризнанные гении пера или кисти — окунаются в богемный омут, полагая, что только тут кровь и пульс настоящей жизни. Вообще, форм придуман ной жизни и способов уйти от насущных проблем сегодняшнего реального бытия можно обнаружить немало. Ну, так и что? — пожмет плечами иной читатель.— В конце концов, это неотъемлемое право личности выбирать себе форму существо вания. Да и кому могут мешать чужие ил люзии? Сразу приходит на память еще один пер сонаж повести «Пограничная ситуация»: «коллега» Саломатина по бродяжничеству, бывший журналист или, как он сам себя называет, «бывший интеллигентный человек» по прозвищу «таракан Эдик». «Вредить я никому и ничему не буду, но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2