Сибирские огни, № 8 - 1983
Прежде, чем попытаться ответить, при слушаемся к спору Веснина и Манина: «— Талант — это значит суметь говорить людям самое важное, а что я скажу? . — Научат,— уверенно сказал Манин. Юр ка посмотрел на него с сомнением». Две полярные позиции. Веснин талант в искусстве понимает как явление глубоко общественное, Манин же к общественной не обходимости относится как к чему-то несу щественному. Он считает, что «искусство не способно сделать человека лучше». Социальная инфантильность, отсутствие прочного идейного и нравственного стерж н я— вот что прежде всего роднит Манина и Зиновия. Выключенные из сферы общест венного бытия, не связанные с обществен ными интересами, они лишаются той мощ ной духовной энергии, которая вырабатыва ется ясным сознанием целей и задач разви тия своей страны и которая неиссякаемо питает творчество подлинного художника. Как следствие, творческая импотенция: обоим (независимо от степени способности и трудолюбия) становится нечего сказать своего, настоящего. Недостаточность идейной и нравственной определенности (а то и другое глубоко и неразрывно взаимосвязано) есть тот барь ер, о который спотыкаются и который пы таются преодолеть не только герои С. Кру- чинина. Об опасности социального эгоизма и со циальной инфантильности литература наша (и в особенности литература 70-х годов) сказала уже немало. Вспомним хотя бы по весть Л. Треера «Из жизни Дмитрия Сули- на» или широко известный роман В. Липа това «Игорь Саввович». И вот новое, совсем молодое поколение литераторов продолжает исследование зна комого, но в чем-то уже и видоизменивше гося явления. Гольцов, Сулин, Манин, Са- ломатин, Хаёрин — разновидности одного и того же типа современной действительности. Все они — великовозрастные духовные не доросли, которые никак не могут преодо леть рубеж взрослой жизни, где основой ос нов является неистребимое чувство ответ ственности, долга, осознанной необходимо сти. Каждый из них живет раздвоенным со знанием: с одной стороны, вроде бы добро совестно выполняет необходимые общест венные функции, а с другой — глубоко к ним равнодушен, становясь самим собой только в тесном мирке сугубо личных ин тересов. Но если Л. Треер или В. Липатов причины появления Сулиных и Гольцовых видят в перекосах домашнего воспитания, то в произведениях С. Кручинина, О. Па щенко и особенно Н. Курочкина очень ост ро стоит вопрос о важности твердого идей ного начала, ослабление которого не прохо дит бесследно для личности, влияет на нее не менее пагубно, нежели бездуховность1. ' На все возрастающее значение идей в совре менном мире, кстати, указывается сегодня и во многих партийных документах. В частности, в своем докладе «Учение Маркса — руководство к действию», посвященном 100-летию со дня смерти и 165-летию со дня рождения основопо ложника коммунистического учения, тов. Б. Н Пономарев подчеркнул: «Нет ничего более дале кого от марксизма, чем недооценка роли идей в развитии общества» («Известия», 1983, 31 мар та^ И, например, то, что главный герой «По граничной ситуации» ударился в «филосо фию существования», на «идейной», так ска зать, основе отдаляясь, отчуждаясь от об щества,— достаточно красноречиво под. тверждает данное обстоятельство. Что же случилось с Владимиром Сало- матиным? Отчего это, вдруг, обратился, он в чуждую нашему общественному миропо ниманию «веру» — экзистенциализм? Образ ли жизни Саломатина, его несложившаяся судьба повлияли? А может быть, наоборот, как раз образ жизни и судьба его явились своего рода практической реализацией тео ретических положений принятой им на во оружение философии? В самом деле, без мерно увлекся человек, «слетел с катушек», потерял направление, повернул не в ту сто рону. Бывает, конечно, но только, думает ся, в том случае, когда хобби перерастает рамки простого увлечения, становится сутью и смыслом жизни. С Саломатиным же произошла типичная, в общем-то, для малодушного инфантиль ного героя история: крдх первой любви, не удачная женитьба — формально виноваты родители, помешали семейной жизни, а фак тически сам Саломатин попросту оказался не готовым к реальным трудностям и не су мел отстоять свою любовь — и совершили в сознании героя тот «сдвиг по фазе», кото рый в дальнейшем и приводит его в тупик. «И осталась зарубка на душе. Убеждение, что все обманчиво, зыбко, никто никого не понимает...» «А потому лови момент. Живем один раз...» Впрочем, неудачная любовь — скорее толчок, чем истинная причина Незаметное раздвоение личности, отчуждение от мира реального общественного бытия началось го раздо раньше. Первые уроки экзистенциа лизма, сам того не подозревая, Саломатину преподнес еще в детстве его сосед старик Тулупский. Не случайно «много лет Сало матин с болезненным любопытством следил издали за Тулупским, но так и не разгадал его». Хотя разгадка оказалась несложной: «добровольное одиночество среди людей» Тулупского, которое так в свое время по разило юного Володю, было всего лишь маской, под которой старик скрывал свою подленькую, с темными делишками жизнь. Однако обращение в экзистенциальную веру случится значительно позднее этого первого детского впечатления и даже поз же того, как студент-экономист Саломатин впервые познакомится с работами филосо- фов-экзистенциалистов. Случится оно только тогда, когда герою В. Курочкина потребу ется самому себе, да и окружающим как-то тоже, объяснить, обосновать собственные слабости и неудачи. Коммунистическая мо раль, коммунистические идеалы, зовущие не к бесцельному созерцанию и самокопанию, а к осмысленной целеустремленной жизни во благо народное, едва ли могли устроить его. Куда более удобной, отвечающей . его слабостям, оказалась вот эта экзистенци алистская установка: «Только в мире без смысла, без цели, только помня о смерти, можно и чувствовать себя, и на. самом деле быть свободным». Исходя из этого постулата, Саломатину проще (а лично для него кажется — и важ нее) думать о жизни «всегда и везде», -не жели о жизни «сегодня и здесь». Для этого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2