Сибирские огни, № 8 - 1983

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Алексей Горшенин «ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ» На рубеже 80-х в современной литерату­ ре Сибири заметно ощутим стал прилив свежих творческих сил. Появилось немало новых имен а некоторые из них (В. Хай- рюзов, О. Корабельников, М. Щукин, В. Суглобов) обрели признание всесоюзного читателя. Знакомясь с работами молодых сибир­ ских прозаиков начала 80-х годов, отмеча­ ешь прежде всего обширный тематиче­ ский диапазон и многообразие творческих поисков. В этом нетрудно убедиться, вспом­ нив наугад хотя бы некоторые из произве­ дений начинающих писателей. Памятью военного детства освещена по­ весть омича М. Шангина «С неба звездоч­ ка упала». Чувством нервущейся преемственной свя­ зи поколений пронизаны книги новосибир­ цев М. Щукина «Дальний клин» и П. Мура­ вьева и К. Поклонова «Высший суд». Против губителей природы и потреби­ тельского к ней отношения выступает в по­ вести «Золотое дно» молодой автор из Но­ восибирской области Г. Соловьев. От книги барнаульца Э. Семенова «От пинюги до синюги» веет первопроходческой романтикой. Место действия в произведениях В. Шпа­ ликова «Двадцать километров в час» и В. Суглобова «При любых обстоятельст­ вах» тоже — Сибирь, но .их героев волнуют прежде всего проблемы деловой нравствен­ ности, «чести в деле». Красноярского же прозаика О. Корабель- никова в его рассказах и небольших повес­ тях занимает, в основном, извечная тема борьбы жизни и смерти, добра и зла. Сложности взаимоотношений между муж­ чиной и женщиной, проблемам супружеской гармонии и семейного счастья в условиях сегодняшнего бытия посвящена проза ново­ сибирской писательницы Т. Набатниковой... Не менее активны и разнообразны поис­ ки художественных форм и средств выра­ жения: от традиционного реалистического, письма до приемов «бытовой фантастики», от неторопливой раздумчивой плавности сказа до напряженнейшей динамики «кине­ матографического» монтажа повествования.. Столь же пристальное внимание молоды­ ми литераторами уделяется и выбору ге­ роев. Герой молодой сибирской прозы много­ лик: как по социальной и профессиональной принадлежности, так и по духовным и нравственным проявлениям. Если, скажем, герои М. Щукина — потомственные хлебо­ робы — собой и своим отношением к жиз­ ни представляют корневую народную нрав­ ственность, то, например, персонажи О. Ко- рабельникова — люди уже другого склада: в основном рефлексирующие интеллигенты с недостаточно прочным душевным равно­ весием. Как видим, современная молодая проза Сибири чрезвычайно широка и многообраз­ на и едва ли в одной статье можно охватить ее всю целиком. Поэтому, вероятно, целесо­ образнее было бы заострить внимание на одной из тех, выдвигаемых ныне молоды­ ми литераторами, проблем, которые в какой- то мере стали уже симптоматичными для сложного процесса нашего общественного развития. Именно такой проблемой, на мой взгляд, стала в последнее время проблема соци­ ального эгоизма, общественной пассивности, ведущих к образованию духовного вакуума, несовпадению личных и общественных ин­ тересов, отчуждению от общества. И наз­ ванную проблему едва ли можно причис­ лить к узкоспецифическим, локальным, не ' заслуживающим углубленного внимания. Уже само ее существование в жизни, как следствие, и в литературе, говорит о тех серьезных трудностях, которые приходится преодолевать, формируя облик гражданина социалистического общества и думая о гражданине будущего. «Пограничная ситуация» — так, по ассо­ циации с известным постулатом философии экзистенциализма, назвал свою повесть мо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2