Сибирские огни, № 8 - 1983
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Алексей Горшенин «ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ» На рубеже 80-х в современной литерату ре Сибири заметно ощутим стал прилив свежих творческих сил. Появилось немало новых имен а некоторые из них (В. Хай- рюзов, О. Корабельников, М. Щукин, В. Суглобов) обрели признание всесоюзного читателя. Знакомясь с работами молодых сибир ских прозаиков начала 80-х годов, отмеча ешь прежде всего обширный тематиче ский диапазон и многообразие творческих поисков. В этом нетрудно убедиться, вспом нив наугад хотя бы некоторые из произве дений начинающих писателей. Памятью военного детства освещена по весть омича М. Шангина «С неба звездоч ка упала». Чувством нервущейся преемственной свя зи поколений пронизаны книги новосибир цев М. Щукина «Дальний клин» и П. Мура вьева и К. Поклонова «Высший суд». Против губителей природы и потреби тельского к ней отношения выступает в по вести «Золотое дно» молодой автор из Но восибирской области Г. Соловьев. От книги барнаульца Э. Семенова «От пинюги до синюги» веет первопроходческой романтикой. Место действия в произведениях В. Шпа ликова «Двадцать километров в час» и В. Суглобова «При любых обстоятельст вах» тоже — Сибирь, но .их героев волнуют прежде всего проблемы деловой нравствен ности, «чести в деле». Красноярского же прозаика О. Корабель- никова в его рассказах и небольших повес тях занимает, в основном, извечная тема борьбы жизни и смерти, добра и зла. Сложности взаимоотношений между муж чиной и женщиной, проблемам супружеской гармонии и семейного счастья в условиях сегодняшнего бытия посвящена проза ново сибирской писательницы Т. Набатниковой... Не менее активны и разнообразны поис ки художественных форм и средств выра жения: от традиционного реалистического, письма до приемов «бытовой фантастики», от неторопливой раздумчивой плавности сказа до напряженнейшей динамики «кине матографического» монтажа повествования.. Столь же пристальное внимание молоды ми литераторами уделяется и выбору ге роев. Герой молодой сибирской прозы много лик: как по социальной и профессиональной принадлежности, так и по духовным и нравственным проявлениям. Если, скажем, герои М. Щукина — потомственные хлебо робы — собой и своим отношением к жиз ни представляют корневую народную нрав ственность, то, например, персонажи О. Ко- рабельникова — люди уже другого склада: в основном рефлексирующие интеллигенты с недостаточно прочным душевным равно весием. Как видим, современная молодая проза Сибири чрезвычайно широка и многообраз на и едва ли в одной статье можно охватить ее всю целиком. Поэтому, вероятно, целесо образнее было бы заострить внимание на одной из тех, выдвигаемых ныне молоды ми литераторами, проблем, которые в какой- то мере стали уже симптоматичными для сложного процесса нашего общественного развития. Именно такой проблемой, на мой взгляд, стала в последнее время проблема соци ального эгоизма, общественной пассивности, ведущих к образованию духовного вакуума, несовпадению личных и общественных ин тересов, отчуждению от общества. И наз ванную проблему едва ли можно причис лить к узкоспецифическим, локальным, не ' заслуживающим углубленного внимания. Уже само ее существование в жизни, как следствие, и в литературе, говорит о тех серьезных трудностях, которые приходится преодолевать, формируя облик гражданина социалистического общества и думая о гражданине будущего. «Пограничная ситуация» — так, по ассо циации с известным постулатом философии экзистенциализма, назвал свою повесть мо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2