Сибирские огни, № 8 - 1983
жалел. Сейчас же, когда я не дам им это делать и они станут получать столько, сколько заработали, вам их чисто по-чело вечески жалко, А я, выходит, бесчеловеч ный? — Зачем вы так?! — А как же иначе? Именно так получа ется! Простите меня, Галина Николаевна, но я ненавижу жалость за чужой счет. Если вам рабочих Епифанцева действительно жалко, постарайтесь сделать все возмож ное, что в ваших силах, чтобы они хорошо заработали. За-ра-бо-тали! Понимаете? Костьми лягте, а сделайте. Вот тогда я по верю, что вам людей жалко. А так, прости те, дешевая трепотня получается. — Но как же я это сделаю? — со слезами в голосе вскрикнула Чернова.— Если они при всем желании не смогут на разных ра ботах заработать по шесть пятьдесят? —- А где вы слышали, чтобы женщины да на разных работах, на отнесн-принеси, под- мети-убери, могли столько заработать? Я, например, такого никогда не слыхал. — А на грунте? — На грунте могут. Но для этого им на до вкалывать на полную силу весь рабочий день без роздыху. Чтобы заработать такие деньги, каждый землекоп должен давать на наших алевролитах около двух кубов в день. Насколько мне известно, обычно у Епифанцева на грунте стояло человек шестьдесят. Следовательно, они должны бы ли разрабатывать больше ста кубов в день. А сколько на самом деле? — Какие там сто кубов!— махнул рукой Федотов.— Они и за неделю столько не де лали. Больше двенадцати кубов за день ни разу не было. — Вот видите! Это в среднем на нос по лучается меньше ноль две десятых куба, или максимум полтора рубля. Полтора и шесть с полтиной — пять рублей липы! Бо гатая у вас жалость, должен я вам сказать. — Что же им делать? — Учиться. Приобретать настоящие строительные специальности. т - А разнорабочий или землекоп разве не специальность? —- Разнорабочий — это бывший чернора бочий, человек без специальности. И земле копов сейчас не должно быть. Стыдно ска зать: на передовой стройке, имеющей сот ни самых разных землеройных механизмов, мы говорим о землекопах! Потому я и го ворю: учиться им надо. Вон на предзавод- ской сколько готовых под отделку коробок зданий стоит — жилые дома, столовая, пож- депо, поликлиника... Штукатуры, маляры, плиточники — самые что ни есть женские специальности, нужны позарез. Посмотрите: все столбы объявлениями в несколько слоев обклеены — приглашают учиться. И без от рыва от производства, и с отрывом, и со стипендией, и с общежитием. Иди, учись, приобретай специальность! А женщины Епи фанцева не хотят! Почему? Да потому, что здесь без особого труда шесть с полтиной в день, а там учиться надо, да еще и после учебы столько не получишь — опыт нужен. Точно так и парни из бригады Епифанцева. У нас в бригадах плотников, бетонщиков, арматурщиков, монтажников не хватает. А тут молодые, ш>епкие, здоровые парни в земле копаются: бери больше, кидай даль ше! Кроме как развратом это назвать нель зя. Но, главное, их и калачом в бригаду спе циалистов не зам аниш ь. Зачем им? Здесь ноль д в а куба и шесть пятьдесят, а там учись д а вкалы вай после этого по-настоящ е му. Невы годно получается. Вот и выходит, что, поднимая липой зараб оток рабочим, вы не благо делаете, а сплошной вред. — Зд орово вы повернули! — хмыкнул Ф едотов.— П олучать большие деньги вред но! — Заработанны е — нет, не зар аб о тан ные — безусловно. П отому что они созна ние людей калечат, мозги им наперекосяк выворачивают. — Н у это вы уж слишком,— возразил Ф едотов. — К ак ты считаешь, Константиныч,— спросил я,— рабочие знаю т, что им выпи сывают липовые наряды , оплачиваю т невы полненные работы? — Наверное, знаю т,— нехотя ответил он,— но не все. — Не темни, паря! Н е наверное, а точно знаю т. И абсолютно вСе. — Ну? — Вот тебе и ну, Т ак ж е отлично знаю т они, что выписка липовых нарядов дело не законное. С ледовательно, выписывая такие наряды , итээровцы переступают через з а кон, то есть фактически совершаю т пре ступление, за которое почти никогда не не сут никакой ответственности. И сам а липа в сознании рабочих становится чуть ли не законной. Они уж е начинают считать, поче му им мало «липуют»? Почему не больше? Вот так из четырех рэ получается пять, шесть, шесть с полтиной. Кстати, это тож е не все. З ав тр а они потребуют семь, восемь и так далее, потому что нет предела ж ел а ниям человеческим, особенно если на со весть никто не давит. Вот и выходит, что настоящий трудяга и тот, кто бракодельни- чает, филонит, делает по ноль два куба в день, получаю т одинаково высокую за р п л а ту. В чем ж е тогда заклю чается м атериаль ная заинтересованность? И, гляд я на это, уж е добросовестный рабочий начинает по думы вать: «А что, мне больше всех надо?» Разве, Константиныч, это не перекос моз гов? — М ож ет, вы и правы ,— раздумчиво про изнес Ф едотов.— Я так глубоко не смотрел. — А надо бы... Но это еще, как говорит ся, беда не беда. Если смотреть глубж е, липа и итээровцам мозги в сторону безот ветственности перекашивает. Вместо того, чтобы максимально загруж ать людей рабо той, требовать ее выполнения, быть прин ципиальными при закры тии нарядов, итэ эровцы привыкают компенсировать грехи- недоработки, как свои, так и чужие, приписками, то есть самой обыкновенной липой. А чего? Т ак оно спокойнее и проще. Не надо требовать, добиваться, конф ликто вать — нервные клетки раскидывать... И это тож е не все. П ривы кая при оплате работ не ценить государственны е деньги — г о с у - . дарственные, не свои! — привы кая расш вы ривать липовыми нарядам и сотни и тысячи рублей, итээровцы перестают обращ ать вни мание на угробленные строительные м ате риалы, запороты е конструкции, на беспоря док и бесхозяйственность. Им как-то уж е и неудобно спрашивать, а тем более нака зы вать за рублевую поломанную доску, за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2