Сибирские огни, № 8 - 1983
лось от начальства сверху за невыполнение планов, и от рабочего класса снизу за пло хие заработки. Даже трудно представить, что пришлось беднягам вынести на своих неокрепших плечах молодых специалистов и выстоять. Впрочем, в этом первостепен ную роль сыграла психологическая подго товленность. Они еще на студенческой скамье знали: работать мастером на про изводстве трудно, поэтому и восприняли выпавшие на их долю напасти как должное и неизбежное. И где им было понять, что это «должное» не должно быть, что неиз бежность создана искусственно непорядоч ностью, мягко выражаясь, их временного начальника участка. Для этого надо знать структуру производственных отношений на стройплощадке. Наши же молодые специа листы, имея хорошую теоретическую подго товку, структуру производственных отноше ний представляют очень смутно. К сожалению, нет такого предмета в про граммах строительных учебных заведений, потому что сами эти отношения рассматри ваются там донельзя просто: мастер прика зал — рабочий исполнил. Ну а если тот, кому приказывают, на несколько голов вы ше по знаниям того, который приказывает, тогда как? Или кажущиеся обстоятельства заставляют принимать решения сомнитель ной правильности (подписать, приписать, списать и пр.), тогда как поступить? А ведь это лишь несколько задач из великого мно жества ожидающих молодого специалиста на производстве. Ему самому с их решени ем не справиться — нужна крепкая, дру жественная, поддерживающая рука стар шего, более опытного руководителя. И по первости очень важно,, какой он, этот «более опытный», потому что молодой спе циалист, как губка, впитывает в пустоты, образовавшиеся из-за отсутствия элемен тарных производственных знаний, все то, что делают опытные производственники, ко пируя порой даже привычки, интонацию, походку. Вот почему ой как важно, чтобы первые наставники молодых специалистов были на настоящем деловом и инженерном уровне, и чтобы молодые специалисты приходили на строительные площадки с багажом зна ний производственных отношений. Стоя у'раскаленной печки, я нахально размечтался, что если бы я был министром высшего образования, то обязательно, во- первых, ввел бы во всех строительных учеб ных заведениях предмет «производственных отношений», и чтобы вели его опытные ин женеры-производственники, которые на кон кретных примерах могли бы показать, как бывает и как должно быть, как можно и как нужно... Во-вторых, преддипломную практику продлил бы до года. Первую половину прак тиканты бы работали в основных строитель ных бригадах рабочими и обязательно с получением разряда, а вторую половину практики — на штатных должностях мас теров. В-третьих, чтобы темы для дипломного проектирования выбирались во время пред дипломной практики и помогали решать те проблемы, с которыми практикантам прихо дилось встречаться. Помню, моя производственная практика проходила в Симферополе, на строительстве огромного здания холодильника ив моно литного железобетона. Этот холодильник строился уже много лет, а конец строитель ства даже и не маячил. Я видел, какое ко лоссальное количество пиломатериалов тре бовалось для лесов и опалубки и как строи тели постоянно простаивали из-за нехватки этого пиломатериала. Поэтому в своем дипломном проекте я разработал сборные безбалочные железобетонные перекрытия. Сейчас эти конструкции стали типовыми. И мне приятно, что в этом есть какая-то частица и моего труда. Я размечтался так, что только со второго или третьего вопроса услыхал Людмилу Ивановну: — Андрей Максимович, это не вы гори те? Что-то паленым пахнет. Действительно, некрасиво сморщившись, дымилась пола моего старого кожаного пальто. С'глубоким сожалением смотрел я на испорченную полу, которая наглядно по казала, что с мечтами о нововведениях можно прилично погореть. За окном послышались голоса и смех. Пришла первая смена. Начинался новый рабочий день. УЧАСТОК ПРИНЯТ Уже два дня участок в жестокой лихо радке — идет выписка и закрытие нарядов. Как и следовало ожидать, отсутствие наря дов к концу месяца «вышло боком». Масте ра и бригадиры с утра до глубокой ночи сидят в прорабской. Еду им носит из столо вой Епифанцев. На площадке правит рабо чий класс. Дело движется самотеком, по инерции. Там, где инерции не хватило, дело стоит. Вначале в ход пошли немногочисленные закорючки в блокнотах и записных книж ках. Наряды выписываются в напряженно- сопящей тишине более или менее спокойно. Впрочем, иногда при встрече по одной и той же работе закорючек в записях одного с антизакорючками другого раздаются, в со- ‘ ответствии с физическими свойствами ма терии, локальные взрывы. К концу дня блокноты и записные книж ки исчерпали себя полностью и истрепан ные, будто похудевшие, с зачеркнуто-по- никшими страницами расползлись по кар манам. Начался второй этап выписки-за крытия нарядов: «А помните?» — «А пом нишь?» Такое впечатление, будто «ведьмин домик» превратился в место встречи ветера нов, «Бойцы вспоминают минувшие дни...», однако бригадиры помнят абсолютно все, мастера же далеко не все. В этих случаях они бегут на площадку, где в окружении категорично подтверждающих глаз брига дир, тыкая в угол какого-либо бетонного монолита, делает вид, что он что-то показы вает. Мастер делает вид, что он что-то по нимает. Бригадиру, понятно, легче: у его «А помните?» такой веский, впечатляющий фактор, как бетонный монолит и категорич но подтверждающие глаза рабочих, а у мастера, кроме его «А помнишь?» нет ни шиша... Потом они некоторое время рабо тают молча. Но и воспоминаний хватает ненадолго,. Сегодня во второй половине дня появил
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2