Сибирские огни, № 8 - 1983

лось от начальства сверху за невыполнение планов, и от рабочего класса снизу за пло­ хие заработки. Даже трудно представить, что пришлось беднягам вынести на своих неокрепших плечах молодых специалистов и выстоять. Впрочем, в этом первостепен­ ную роль сыграла психологическая подго­ товленность. Они еще на студенческой скамье знали: работать мастером на про­ изводстве трудно, поэтому и восприняли выпавшие на их долю напасти как должное и неизбежное. И где им было понять, что это «должное» не должно быть, что неиз­ бежность создана искусственно непорядоч­ ностью, мягко выражаясь, их временного начальника участка. Для этого надо знать структуру производственных отношений на стройплощадке. Наши же молодые специа­ листы, имея хорошую теоретическую подго­ товку, структуру производственных отноше­ ний представляют очень смутно. К сожалению, нет такого предмета в про­ граммах строительных учебных заведений, потому что сами эти отношения рассматри­ ваются там донельзя просто: мастер прика­ зал — рабочий исполнил. Ну а если тот, кому приказывают, на несколько голов вы­ ше по знаниям того, который приказывает, тогда как? Или кажущиеся обстоятельства заставляют принимать решения сомнитель­ ной правильности (подписать, приписать, списать и пр.), тогда как поступить? А ведь это лишь несколько задач из великого мно­ жества ожидающих молодого специалиста на производстве. Ему самому с их решени­ ем не справиться — нужна крепкая, дру­ жественная, поддерживающая рука стар­ шего, более опытного руководителя. И по­ первости очень важно,, какой он, этот «более опытный», потому что молодой спе­ циалист, как губка, впитывает в пустоты, образовавшиеся из-за отсутствия элемен­ тарных производственных знаний, все то, что делают опытные производственники, ко­ пируя порой даже привычки, интонацию, походку. Вот почему ой как важно, чтобы первые наставники молодых специалистов были на настоящем деловом и инженерном уровне, и чтобы молодые специалисты приходили на строительные площадки с багажом зна­ ний производственных отношений. Стоя у'раскаленной печки, я нахально размечтался, что если бы я был министром высшего образования, то обязательно, во- первых, ввел бы во всех строительных учеб­ ных заведениях предмет «производственных отношений», и чтобы вели его опытные ин­ женеры-производственники, которые на кон­ кретных примерах могли бы показать, как бывает и как должно быть, как можно и как нужно... Во-вторых, преддипломную практику продлил бы до года. Первую половину прак­ тиканты бы работали в основных строитель­ ных бригадах рабочими и обязательно с получением разряда, а вторую половину практики — на штатных должностях мас­ теров. В-третьих, чтобы темы для дипломного проектирования выбирались во время пред­ дипломной практики и помогали решать те проблемы, с которыми практикантам прихо­ дилось встречаться. Помню, моя производственная практика проходила в Симферополе, на строительстве огромного здания холодильника ив моно­ литного железобетона. Этот холодильник строился уже много лет, а конец строитель­ ства даже и не маячил. Я видел, какое ко­ лоссальное количество пиломатериалов тре­ бовалось для лесов и опалубки и как строи­ тели постоянно простаивали из-за нехватки этого пиломатериала. Поэтому в своем дипломном проекте я разработал сборные безбалочные железобетонные перекрытия. Сейчас эти конструкции стали типовыми. И мне приятно, что в этом есть какая-то частица и моего труда. Я размечтался так, что только со второго или третьего вопроса услыхал Людмилу Ивановну: — Андрей Максимович, это не вы гори­ те? Что-то паленым пахнет. Действительно, некрасиво сморщившись, дымилась пола моего старого кожаного пальто. С'глубоким сожалением смотрел я на испорченную полу, которая наглядно по­ казала, что с мечтами о нововведениях можно прилично погореть. За окном послышались голоса и смех. Пришла первая смена. Начинался новый рабочий день. УЧАСТОК ПРИНЯТ Уже два дня участок в жестокой лихо­ радке — идет выписка и закрытие нарядов. Как и следовало ожидать, отсутствие наря­ дов к концу месяца «вышло боком». Масте­ ра и бригадиры с утра до глубокой ночи сидят в прорабской. Еду им носит из столо­ вой Епифанцев. На площадке правит рабо­ чий класс. Дело движется самотеком, по инерции. Там, где инерции не хватило, дело стоит. Вначале в ход пошли немногочисленные закорючки в блокнотах и записных книж­ ках. Наряды выписываются в напряженно- сопящей тишине более или менее спокойно. Впрочем, иногда при встрече по одной и той же работе закорючек в записях одного с антизакорючками другого раздаются, в со- ‘ ответствии с физическими свойствами ма­ терии, локальные взрывы. К концу дня блокноты и записные книж­ ки исчерпали себя полностью и истрепан­ ные, будто похудевшие, с зачеркнуто-по- никшими страницами расползлись по кар­ манам. Начался второй этап выписки-за­ крытия нарядов: «А помните?» — «А пом­ нишь?» Такое впечатление, будто «ведьмин домик» превратился в место встречи ветера­ нов, «Бойцы вспоминают минувшие дни...», однако бригадиры помнят абсолютно все, мастера же далеко не все. В этих случаях они бегут на площадку, где в окружении категорично подтверждающих глаз брига­ дир, тыкая в угол какого-либо бетонного монолита, делает вид, что он что-то показы­ вает. Мастер делает вид, что он что-то по­ нимает. Бригадиру, понятно, легче: у его «А помните?» такой веский, впечатляющий фактор, как бетонный монолит и категорич­ но подтверждающие глаза рабочих, а у мастера, кроме его «А помнишь?» нет ни шиша... Потом они некоторое время рабо­ тают молча. Но и воспоминаний хватает ненадолго,. Сегодня во второй половине дня появил

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2