Сибирские огни, № 8 - 1983
от души, предложат бутылку пива. Я бы лично не удержался. Я, конечно, не собирался лететь сломя голову за комиссией и опротестовывать протокол, потому что и дорога, и труба, и скорость, и пиво — все это лишь преддве рие несчастного случая. Потому-то он и на зывается «случаем», что его рождает фа тальное стечение различных обстоятельств, каждое из которых в отдельности является мелким нарушением норм или правил и, как правило, не может повлечь ничего дра матического. Эти нарушения не подсудны, а большинство из них считается привычными в повседневной жизни. Например, в соответствии с правилами все временные дороги и подъезды на строй площадке должны выполняться строго по проекту производства работ, с покрытием, обеспечивающим нормальный проезд в лю бое время года. Коротко и ясно. Но такие дороги в весеннее время на стройке уви дишь не часто. За десять лет работы я ви дел их всего один раз, в первый’год своей деятельности, на Алтае. Весной нашу стройку должен был посе тить начальник главка. У некоторых на чальников, как известно, есть любимые «коньки». Один обращает внимание на бла гоустройство, второй — на организацию монтажа. У нашего начальника главка «коньком» были временные дороги и подъ езды. Обычно он с этого и начинал. Мы поч ти неделю занимались их устройством и сделали такие дороги, что по ним даже хо дить опасались, чтобы не запачкать и не потоптать. С тех пор ничего подобного я не встречал, хотя приходилось работать и бывать на многих стройках. Строительные дороги не могут быть хо рошими или плохими, хуже или лучше, ибо само название «строительные дороги» обо значает, что хуже не бывает, хуже просто некуда. На прокладку труб для откачки воды имеется больше норм и правил, чем на уст ройство подъездов. Специалисты-инженеры разрабатывают многочисленные проекты этой самой прокладки. И уж, конечно, там все учтено, все предусмотрено. Но на самом деле таскают трубу-бедолагу по всему кот ловану, потому что талая вода с весенней шаловливостью обожает игру в прятки, появляясь то тут, то там. Вот и бросают трубы-плети где всего нужней, что также стало привычным. Но вот когда такие отдельные узаконен ные практикой нарушения вдруг сойдутся вместе, и может родиться драматический по своей сущности и кажущейся неотврати мости несчастный случай. Кто виноват? Кого обвинять? Если это цепь отдельных нарушений,— надо обви нять всех. Если же они не столь серьезны,— никого. Но всех нельзя, никого тоже. Тогда ищут того, кто удобнее всех расположен на линии причинной связи. На железной дороге это, как известно, стрелочник, у строителей — мастер или прораб. Я не го ворю о сегодняшнем случае. Он особый — вмешалась бутылка с запахом и указала на виновного. Но ее могло не быть, а труба все-таки дернулась бы под колесом и уда рила случайно находившегося там человека. Да, практика не всегда сходится с теорией, це вСе предписания можно воплотить в жизнь, но я уже не раз убеждался, что вся кого рода отдельные нарушения являются следствием почерка и стиля руководства стройки в целом, то есть руководителей гораздо более высокого ранга, чем мастер и прораб. Именно от почерка и стиля этих руководителей зависят три главнейших со ставляющих строительного производства: дисциплина, организация и культура строи тельства (для себя я называю их «тремя китами»). Все остальное — производитель ность, выработка, себестоимость, качество — вторично. Первичны — «киты»! От их взаи мосвязи и равномерности роста зависит об щее положение на стройке, когда отдель ные нарушения либо растут, как грибы, и уплотняются настолько сильно, что посто янно возможны несчастные случаи, либо когда нарушений мизер и рассредоточены они так, что не фокусируются в одной точ ке, и тогда несчастные случаи практически невозможны. Это, конечно, мое личное мнение, но я глубоко убежден в его правильности, ибо пришел к нему на основе собственного опы та, подкрепленного тумаками и шишками. И вот сейчас, бродя по объекту и осмат ривая то, что было сделано до меня, я как бы по-новому оценил деятельность моего предшественника Скворцова. Я знал, что Скворцов примерно моих лет. Грамотный инженер, инициативный, требовательный, настойчивый, хваткий. План при нем систе матически перевыполнялся. Его до сих пор вспоминают в СМУ с похвалой, иногда ста вят в пример. Мне такие ребята нравятся, и поначалу я испытывал к Скворцову уваже ние. Однако чем больше я знакомился с объектами, тем больше меня постигало ра зочарование. Прежде всего бросилась в глаза незакон ченность ранее выполненных конструкций. Забетонировано более пятисот фундаментов под каркас цеха, огромных, выпирающих из основания котлована пирамид. Но опа лубка снята с них не полностью, особенно на нижних уступах, у земли, где ее «заще мило» то ли грунтом, то ли бетоном. По верхности под изоляцию не подготовлены, наплывы бетона не срублены, раковины не заделаны, хотя большинство фундаментов летнего бетонирования. Однако с этим еще можно мириться. Зна чительно хуже со «стаканами» фундамен тов — глубокими, до метра гнездами в верхних уступах, предназначенными для ус тановки и закрепления колонн. Ни один из «стаканов» не распалублен, следовательно, не подчищен, не проверен, не доведен до сдаточной кондиции. А ведь точность уста новки колонн каркаса цеха должна соот ветствовать проекту, как по осям, так и по вертикальным отметкам, до миллиметров. Я надеялся, что хоть по высоте опалубка сделана с запасом, тогда на проектную от метку дна «стакана» можно выйти простой подливкой бетона. Зря надеялся. Когда де лали опалубку, об этом не думали — я проверил: ее изготовили строго по черте жам. При бетонировании бетон, конечно, выпирало снизу, и он, защемив низ опалуб ки, значительно — до десяти и более санти метров завысил отметки днищ «стаканов». . По свежеуложенному бетону завышение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2