Сибирские огни, № 8 - 1983
смену с несчастным случаем, она тревож и лась лишь о том, что сделала не все. Г лядя на Людмилу И вановну и понимая ее состояние, я вдруг вспомнил не единож ды слышанные мною рассуждения, что строительная площ адка и ж енщина-линей щик — понятия несовместимые. Что гру бость и м алокультурье на стройке вошли в поговорку, и потому никак нельзя пускать в эту «поговорку», д а еще в ночные смены, хрупкие и нежные создания лучшей поло вины человечества. Нет слов, работать линейщиком на строй площ адке трудно, порой очень трудно. Но грубость и малокультурье здесь практиче ски ни при чем. Тем более что большинство этих страхов — просто вымысел людей, д а леких от строительства. У нас трудности другие, к сожалению , немалые. Это и все погодная работа под открытым небом, и слабая из-за большой текучести кадров дисциплина, и хроническая нехватка строи тельных материалов, а такж е многочислен ность ответственности линейщика — за план, за технику безопасности, как, напри мер, сегодня, за качество и т. п. В то ж е время накопленный строитель ными поколениями опыт убедительно пока зывает, что после окончания учебы все мо лодые специалисты, в том числе и девушки, обязательно долж ны поработать на строи тельных площ адках не менее двух, а то и трех лет. Только испробовав фунт строи тельного лиха и вплотную узнав производ ство, они из полуф абриката превратятся в строителей. Нет — так и останутся на всю жизнь полуф абрикатом . Но это одна сторона медали. В торая же та, что присутствие девуш ек на участке з а метно облагораж и вает сильную половину человечества. Р ебята, д аж е при крупных стрессах, значительно реже, да и то с ог лядкой, вы сказы ваю т свои эмоциональные мысли вслух. Д а и вообще, ввиду постоян ного женского присутствия, привыкаешь на стройплощ адке быть культурным, как дома. Поэтому я всегда стараю сь иметь на участ ке девушек мастеров или прорабов. Т ак что в этом отношении мне здесь повезло. Лю дмила И вановна смотрела на меня насторож енно-взволнованно. Захотелось ее успокоить, притушить это вопросительно испуганное ожидание в глазах. — Ну что вы, Лю дмила Ивановна! Вы все сделали очень правильно. Не всякий д аж е опытный линейщик сделал бы то же. Вон как рабочие вас хвалят. Говорят, это они растерялись, а вы действовали молод цом. — П равда? Вы не обманываете? Они так сказали? Какие они хорошие! Пойду их по благодарю . — Больш е того! Они сказали, что вы на них д аж е прикрикнули, чтобы к работе приступали. — Н еуж ели? Не помню... Но это ж е не хорошо — кричать. Выходит, я их обидела? Сейчас ж е пойду к ним, извинюсь. — Т ак благодарить будете или извинять ся? -г- улыбнулся я. — А что? Р азве нельзя и то и другое сразу? —: с наивностью уставилась она на меня. ~ — Можно, конечно,— пож ал я плечами,— но не стоит. — Почему? . . . — Потому, повторяю, что вы все сдела ли правильно. Ребята это отлично понима ют, так что лишних слов не надо. Кстати, комиссия полагает, что в несчастном слу чае виноват шофер. Людмила Ивановна, помолчав, заметила: — А шофера мне жалко. Такой хороший дядечка. Он к нам уже давно ездит... И мне почему-то кажется, что мы тоже в чем-то виноваты. — Вы, Людмила Ивановна, поменьше занимайтесь самообвинениями,— с досадой проговорил я.— Идите работать и никому больше не говорите о нашей вине. Слава богу, что вас не было при составлении ак та... В общем все обошлось более или менее благополучно, но на душе муторно. Домой уже не поехал — какой резон мотаться ту да и обратно? Захотелось побыть одному. Пошел по краю котлована в сторону первых осей сетки колонн «бумажника». Начало светать. Восточные сопки потем нели до черноты, контрастно вычеканива- ясь на розовом фоне. Склоны западных со пок, освещенные восходом, были ярко-зе леными. Такая же игра света началась в котловане. Покрепчавший к утру мороз покрыл все бетонные поверхности готовых фундаментов игольчатым инеем. И это рез кое свето-теневое оформление будто по волшебству осветило строительную пло щадку с новой для меня стороны. Я словно обрел второе зрение. И точно так же, как через бинокль внезапно видишь подробно сти расплывчатого далека, так и я неожи данно увидел через множество стройплоща- дочных огрехов неясные ранее корни ожи дающих меня местных строительных проб лем. Медленно подошел к тому месту, где ма шина вышла из котлована, и направился по следу. Несмотря на все старания, ночной мороз уже не в силах заморозить всю тол щу оттаявшей грязи и от этого он еще злее старается закрыть ее хотя бы толстой за стывшей коркой, которая на дороге безжа лостно разбивается колесами машин. Фак тически дороги нет. Есть густое месиво, по которому шоферу просто необходимо газо вать, чтобы не застрять и не сесть на ди- фер. На том же месте, где машина наехала на трубу, я увидел, что талый грунт смыт откаченной накануне водой. Обнаженная мерзлота покрыта ледяной Коркой. Здесь можно проехать только на малой скорости, чуть газанул — занесет. И, как видно по следам, заносило ночью не одну машину. Только шоферы умудрялись как-то проска кивать трубу. А может, и наезжали на нее, да у другого конца никого не было. Выходит, права Людмила Ивановна: не так уж шофер виноват. И не разобралась комиссия полностью, потому что, во-первых, было темно — где уж там рассмотреть до рожные детали; во-вторых, шофер дейст вительно, он это не отрицал, превысил ско рость, а в-третьих, от него пахло спиртом. Я почему-то верил шоферу насчет бутылки пива. Пива в Янеке днем с огнем не най дешь, и возвращающиеся из командировок или отпусков волокут обычно плотно на битые бутылками авоськи, зная, что для ис страдавшихся беспивьем друзей нет лучше го подарка. Вряд ли кто из нашего брата удержится от соблазна, если ему вот так, . л!51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2