Сибирские огни, № 8 - 1983

— Молодцы! Быстро управились, по-армейски. До обеда еще не меньше часа, так что, кто проголодался, подтяните пряжки на одну ды­ рочку,—Он хитровато прищурился,—Думаете, не понимаю, что не тер­ пится посмотреть? Понимаю! Ну и используем пока время до обеда. Но вначале тут, на берегу, договоримся: носы без разрешения никуда не совать, но можете галдеть, перебивать меня вопросами. Договорились? Наш урок будет по теме: «Раскопки древних курганов». Но будет он, во­ преки правилам, так сказать, шиворот-навыворот, с обратного конца. Идите-ка за мной. Оградительная веревка во вход подковы раскопа исчезла. Женщина в загородке приветливо замахала рукой, а отряд с двух сторон натянуто­ го шнура подошел к самому краю прямоугольной ямы. — Все подтянулись? Вниз, в яму, смотрите! Смотрите молча три ми­ нуты,. вглядывайтесь. А потом, кто больше увидит и кто смелее, подни­ майте руку. Наступила тишина. Перед глазами «Неунываек» был вставленный в глубокую яму сруб из обтесанных в брус толстых бревен и полом из ши­ роких плах. Стены сруба казались совсем недавно сделанными и по об- тесам отливали почти свежей желтизной. В одном из углов на корточ­ ках сидели двое мужчин в соломенных шляпах. Они щетками и разных размеров кисточками осторожно сметали землю в плоские совки. — Первым подал голос, не поднимая руки, Гриша Софронов: — Перед нами погреб. Такое же сооружение есть у моего деда и ба­ бушки в деревне. Все одинаково: стены, пол. Только там, в дедовском, строили из тонких бревешек, а тут толстые и обструганные. — Правильно,—сказал профессор Рудаков,—Перед вами именно — погреб, от слова «погребение». И делался этот «погреб» в пятом веке до нашей эры, сиречь —две с половиной тысячи лет назад. Неожиданно для всех Ким громко, недоверчиво протянул: — Так у-уж и две с половиной! Рудаков Афанасий Петрович обернулся к нему: — Не верится? — Нет. У нас в леспромхозе срубы для домов заготавливают, так они, если год простоят, и то бревна серыми становятся, а эти под землей, а как вчера положенные. Рудаков только головой покачал и обратился к Сергею Ивановичу: — Дотошный народ с вами пришел! И он не ошибся. Только было начал объяснять, что такой свежей сохранности брусьев способствовала вечная мерзлота, как, пользуясь им же данным разрешением, его перебила Галя. — Значит, в учебнике географии неправильно пишут? В нем гово­ рится: вечная мерзлота есть на севере и высоко в горах. Там ничего сеять нельзя, не вызревает. А тут вокруг пашни. Рудаков шевельнул усами. — В учебнике написано все верно, но здесь курганная мерзлота, особая. Как она образуется, вам станет понятнее после обеда, когда прй- дем во второй раскоп. А пока давайте разберемся в главном: кто и кому сооружал такие курганы? Ребята притихли. — Археологическая наука определила: делали их древние кочевые племена, населявшие Алтай в далекие скифские времена для захороне­ ния своих умерших вождей. А хоронили очень богато. Стены погребаль­ ной камеры обивали дорогими коврами и тканями, тело мумифицирова­ ли и клали в большой лиственничный саркофаг-колоду с крышкой. Сар­ кофаг украшали орнаментом из бересты, кожи, кости, покрытых тончай­ шим листовым золотом. В то время верили, что смерть —только переме­ щение в потусторонний мир и захоронить вместе с покойным необходимо все, чем он пользовался при жизни. Около гроба-колоды на столике ста­ вили посуду с едой и питьем, священную курильницу на длинных нож­ ках. Не забывалось и оружде: боевые топоры-клевцы и чеканы, кинжал, лук и стрелы. А чтобы умершему было на чем ездить и «на том свете»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2