Сибирские огни, № 8 - 1983

А у костра Сорпон, отхлебывая горячий чай из кружки, говорил Сергею Ивановичу: — Овцы всегда друг за дружкой ходят, радость и гости тоже одни не приходят. Вчера сын младший приехал, сегодня — вы пришли. — А сын откуда вернулся? — спросил Сергей Иванович. — Из армии, теперь чабаном со мной работать будет. Сейчас сюда придет, увидите. На Масху в темноте наткнулся Гриша. — Ты чего тут растянулся? — А тебе что не сидится? Гриша лег рядом, сбросил пилотку и заложил руки под стриженую голову. — Знаешь, вот когда так на звезды смотришь,— сказал он, немного помолчав,— почему-то всегда мыслей много, много в голову приходит. О космосе, полетах и вообще... о жизни. Правда? — Правда. У меня тоже так бывает. Только сейчас я лежал и думал... От костра донеслось: — Здравствуйте. Можно к вам? Масха и Гриша подняли головы. В освещенном костром круге стоял высокий, стройный парень-алтаец. Гриша тронул за плечо Масху: — Я его знаю. Он у нас в Доме культуры выступал, сказки расска­ зывал. Здорово! И по-русски, и по-алтайски. Масха с Гришей полежали еще немного, но мечтательное настрое­ ние прошло, они встали и подошли поближе. Сергей Иванович размеши­ вал в кружке чая сахар, слушал сына Сорпона. — Скоро отдельную отару дадут. Старшим чабаном стану,— рас­ сказывал тот. — Да, чабанская профессия очень нужная,— соглашался Сергей Иванович. — Все профессии хороши. Ты вот учителем хочешь быть. Ну, а я — пищу, тепло для людей создавать, одежду красивую. Вон отец, он за свою жизнь от овечек, которых пас и вырастил, столько одной шер­ сти получил, что учеников двадцати средних школ можно в шерстяные костюмы и платья одеть. — А ты точно подсчитал? — улыбнулся Сергей Иванович. — Точно. В пересчете килограммов на метры ткани. Но сам я, не в обиду отцу, хочу «урожай» снимать значительно выше. Сорпон, прислушиваясь к разговору молодежи, на слова сына одоб­ рительно покачал головой: — Вот какой сын у мня,— с гордостью сказал он Сергею Иванови­ чу,— хороший чабан будет. — Сорпон Саблашевич,—- обратился тот к нему,— вы, наверное, много алтайских сказок знаете. Рассказали бы ребятам. — Ну, какой я кайчи '. — Скромничаете, Сорпон Саблашевич. Я же в тот раз видел, что у вас на стене топшур 1 2 висит. — Ишь, глазастый какой! — сказал Сорпон.— Вы лучше Диргала попросите. Он не хуже меня рассказывает. — Такой молодой?! — Память хорошая. Слушать умеет. Вот и научился. Диргала долго упрашивать не пришлось. Старый Сорпон строго сказал сыну: — Хотящему пить — воды дай. Хотящему слушать — рассказывай. — Хорошо, отец. Я только за топшуром схожу. В костер подбросили дров. Часть ребят, забравшихся было уже в палатки, вылезли наружу и стали втискиваться в круг сидящих. Вер­ нулся Диргал. В руках у него был старый, потемневший, выдолбленный 1 Кайчи — сказитель. ? Топшур — музыкальный инструмент с конскими волосяными струнами. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2