Сибирские огни, № 7 - 1983

а вечером не забудь себя спросить, что сде­ лал. Вот и все». Но, говоря о хозяйстве и школе, мы дол­ жны помнить о том, что связи между ними должны быть не однонаправленными. Когда Олег Маркович Шепулин говорит об обя­ зательствах хозяйства по отношению к школе, он тут же замечает, что и у школы должны быть обязательства перед хозяйст­ вом. В Сузунском районе нередки случаи, когда утром, на нарядах, присутствуют ди­ ректора школ, потому что они не только члены одной парторганизации, но и люди, которые кровно заинтересованы во всех де­ лах хозяйства. Если вам доведется попасть на урок русского языка и литературы к Нине Се­ меновне Ягуновой (р. п. Сузун), вы сразу почувствуете, что заботы о земле и хлебе ей дорЬги точно так же, как колхознику. И дело не только в том, что Нина Семенов­ на отберет материал так, цто сумеет заве­ сти с ребятами разговор о земле, но и в том, что учительница найдет доверительную интонацию на уроке, которая даст ей воз­ можность формировать душу земледельца, животновода. Это на ее уроке дети расска­ зывают не только о литературных героях, но и о реальных, о тех, кто растит хлеб — мерило всех ценностей. Проявлять интерес к людям, живущим с тобой в одном селе,— долг каждого учителя. Из этого тоже скла­ дывается авторитет. Говоря об актуальной проблеме автори­ тета учителя, престижности его профессии, нельзя не сказать о роли такого важного канала пропаганды учительской профессии, как средства массовой информация. Не бу­ дем далеко ходить за примерами: Цент­ ральное телевидение имеет ряд популярных постоянных передач — «Здоровье», «Оче­ видное — невероятное», «В мире живот­ ных», '«Клуб путешественников». Почему же школа, народное образование не имеют своей передачи? Каждое воскресенье мы знакомимся с проблемами сельской жизни в передаче «Сельский час». Подсчитаем, сколько раз при этом телекамера побывала в сельской школе и сколько раз на ферме? Счет будет не в пользу школы. Передача щедро отда­ ет время сельским «чудакам», рассказам о них и показам их поделок, а где же сель­ ский учитель с его «чудинкой» и его про­ блемами? . Создается такое впечатление, что явно или неявно существует у нашего искусства другая установка — все пороки, которые имеются в жизни, уложить в нехитрую мо­ дель «плохой учитель и хороший ученик». Эта схема кочует из книги в книгу, из спектакля в спектакль. Слов' нет, учитель­ ская профессия, как и всякая другая, под­ вержена критике, но достаточно ли мы соз­ наем воспитательны* эффект - изображения учителя фигурой заведомо отрицательной? Ведь, как правило, во многих произведени­ ях положительная программа воплощена в ученике, который противопоставлен учите- лю-консерватору, учителю — носителю всего изначально плохого. Учитель обладает огромными возможно­ стями влиять на формирование личности, мировоззрения, политических убеждений, настроений и нравственности подрастающе­ го поколения. И нужно сделать все, чтобы престиж этой профессии был поднят на должную высоту. В заключение следует сказать, что разви­ тие школы теснейшим образом связано с научной разработкой стратегии народного образования, с развитием науки о школе в самом широком смысле этого слова. К со­ жалению, на всей огромной территории от Урала до Тихого океана нет ни одного на­ учно-исследовательского института психо­ лого-педагогического профиля, нет ни одно­ го члена Академии педагогических наук. В свете этого следовало бы поддержать предложения ученых СО АН СССР и реко­ мендации Всесоюзной конференции по раз­ витию производительных сил Сибири о со­ здании в рамках СО АН СССР научного подразделения для разработки фундамен­ тальных проблем образования и выработки стратегии его развития с учетом специфики задач сибирского региона. Создание крупного научно-педагогическо­ го центра в Сибири давно назрело. С целью решения этой задачи с минимальными за­ тратами и наибольшей пользой нам пред­ ставляется целесообразным взять ориента­ цию на развитие Новосибирского пединсти­ тута, на превращение его в мощный учебно­ научно-производственный комплекс, опира­ ющийся на уже созданные сибирские отде­ ления трех Академий и на широкую сеть экспериментальных учебных заведений, рас­ положенных на территории Сибири и Даль­ него Востока, которые административно должны входить в состав этого комплекса. Такой подход позволит наиболее быстро ликвидировать отставание Сибири и Даль­ него Востока в развитии педагогической науки, обеспечит подготовку кадров пси­ холого-педагогического профиля высшей квалификации — кандидатов и докторов наук. Необходимо также осуществить разра­ ботку комплексной программы подготовки педагогических кадров и развития образо­ вания в рамках программы «Сибирь». Все это создаст прочную основу для дальнейшего ускоренного подъема научно­ образовательного потенциала, а следова­ тельно, для ускорения научно-технического прогресса и развития производительных сил этого важнейшего региона. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2