Сибирские огни, № 7 - 1983

себе. «Лягу ночью и думаю: какщрожила этот день? Много ли пользы принесла лю­ дям? И только ответив себе, засыпаю»,— говорила учительница». «А еще я любила рассматривать ее седи­ ну. Сидишь на уроке, слушаешь ее рассказ и думаешь с горечью, что частицы наших неурядиц в этих седых волосах. Как было больно, когда мы узнали, что она заболела. Трудно было поверить, что она никогда уже не переступит порога нашей школы, не вой­ дет в наш класс. Но свет и тепло ее глаз будут жить в наших сердцах, наших делах. Учитель! Сколько надо любви и добра, что­ бы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя» (из воспоминаний ученицы 9-го класса Сильницкой Галины). Что же вспоминают дети? Не только уроки, но и то, как закладывали цветники, садили кустарники, деревья. Целая аллея де­ ревьев — это память о тех, кто учился в школе. Вспоминают работу в колхозе.. В воспоминаниях ученицы 10 класса Люд­ милы Тумашовой есть такая примечатель­ ная- фраза: «Александра Александровна бы­ ла всегда с нами, какую бы работу мы ни выполняли». В то же самое время молодая учительни­ ца из Купино (не будем называть ее фа­ милию) с возмущением говорит о том, что ей пришлось принимать участие в благо­ устройстве города: «Меня подметать улицы не учили в институте». Авторитет учителя, его престиж имеют сложную структуру, складываются из мно­ гих компонентов, и если нравственная со­ ставляющая зависит от самого учителя, то экономика, например,— вопрос, решение которого определяется обществом. «А теперь я хочу спросить,— говорит Олег Маркович Шепулин,— почему у нас будет низкий авторитет учителя? Мне ка­ жется, мы зациклились на вопросе о пре­ стиже учительской профессии. Есть объек­ тивные процессы, которые надо исследо­ вать и принимать меры в государственном порядке, но есть еще и посильная работа на местах по поднятию престижа. Думаю, что многие внутренние резервы в каждом райо­ не, в каждом хозяйстве не выявлены и не приведены в действие». В повышении престижа учителя важную роль играют и .чисто психологические мо­ менты. В Сузунском районе существует не­ укоснительная традиция: первый секретарь райкома КПСС, приехав в село, не просто заходит в школу — он обязательно посеща­ ет уроки. Беседы с учителями ведутся в самой школе. И именно сюда, в школу, в духовный центр села, секретарь, райкома приглашает хозяйственников для общего разговора о нуждах школы, о запросах учителей. Директор и учителя при такой ситуации не становятся просителями. ...Виктор Александович Рублев, парторг совхоза села Волтово, стал в 1982 году главным распорядителем осеннего школьно­ го бала. Учителя со своими учениками от­ дыхали, а Виктор Александрович с мастер­ ством настоящего педагога вел праздник осени. На столах демонстрировались об­ разцы выращенных ребятами сельскохо­ зяйственных продуктов, разыгрывался КВН на темы «Земля», «Природа», «Наука». Как же попал парторг совхоза в школу в период напряженной осенней работы? «Школа — это моя работа. Причин мно­ го: во-первых, школа — это начало нашего хозяйства. Школа — наш помощник. И по­ том... это же наша общая семья — деревня. Есть еще секрет: я работал в школе учите­ лем. Не знаю, кто как, но мне кажется, ес­ ли ты родился учителем, то и помрешь учи­ телем. Согласен, что трудностей в этой ра­ боте много, ну, а радостей? Приход в шко­ лу — как глоток живой воды». Вот они, «секреты». И не только Рубле­ ва, но и всего района. Школа — как гло­ ток живой воды. Изучая мнения, суждения учителей по проблеме «Учитель —школа — жизнь», мы предложили в ряде районов анкету, матери­ алы которой легли в основу нашей работы. Среди ряда предложений мы обратили вни­ мание на одно, очень характерное: «Руко­ водителям хозяйства считать школу одним из важнейших подразделений совхоза, кол­ хоза» (Еланская школа). «Состояние шко­ лы считать одним из важнейших Показате­ лей, по которым определять работу хо­ зяйств в целом» (Усть-Таркский район). Изучая работу Сузунского района, мож­ но в качестве вывода взять именно эти предложения. Социально-психологическая ситуация в 'Сузунском районе такова, что престиж колхоза и совхоза в значительной степени определяется уровнем жизни шко­ лы и учителей. Естественно, сбои имеются и в этом районе, ибо, как показывают мно­ гочисленные наблюдения, волевых решений далеко не достаточно, чтобы хозяйство и школа стали единым организмом. В основе такого единства лежат не только экономи­ ческие связи, но и духовные. Валентина Ивановна Бакулина, директор Ново-Ключевской школы Купинского 'райо­ на, вспоминает, что те связи между школой и хозяйствами, которыми сейчас гордится район, возникли не сразу. «У меня не было амбиции,— говорит Ва­ лентина Ивановна,— иной раз и за дверь выставляли, и непонимание было, но всегда помнила, что я — учитель, воспитатель. Сфера воспитания школой не ограничивает­ ся. Надо воспитывать и хозяйственников. Терпеливо. Неоскорбительно. Надо научить­ ся находить общий язык с теми, от кого зависит судьба нашей школы. Здесь требу­ ются не столько дипломатия, сколько зна­ ние психологии». Когда школа становится важнейшим под­ разделением хозяйства не формально, а по сути, мы имеем дело не только с правильно найденными организационными решениями! но прежде всего с единой социальной пози­ цией, на которой стоят и директор школы, и хозяйственник. Не случайно жизненные позиции Николая Федоровича Шишкина и Александры Александровны Ряшенцевой, людей, которых по возрасту разделяло де­ сятилетие с лишним, оказались на редкость идентичными. Когда у председателя колхоза Шишкина спрашивают секреты того огромного дела, которое он делает в своем селе (а у него существуют еще и обширные депутатские обязанности по своему избирательному ок­ ругу), Николай Федорович говорит: «Все очень просто. Не надо шума. Кампаний. Треска. Надо завести одно правило и сле- ’ довать ему всю жизнь: утром намечай дела,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2