Сибирские огни, № 7 - 1983

Бот что по этому поводу думает Николай Федорович Шишкин: «Очень велика нагрузка учителя. Надо учитывать, что сельский учитель всегда бу­ дет иметь хоть какое-то подсобное хозяйст­ во. Затем— внеклассная работа. Третья сторона — шагать надо в ногу с жизнью, т. е. работать над собой. А еще обществен­ ные дела. Отдых тоже надо предусмотреть. 80 процентов учителей — женщины. Значит, надо справлять домашние женские обязан­ ности. Верно? Времени не хватает. Вот они пыхтят-пыхтят, выбиваются из сил. Знаете, кого особенно жаль? Кто мог бы вырасти в звезду первой величины. Надо где-то об- говорить один вопрос, как мне кажется: установить какие-нибудь разряды мастерст­ ва или что-то подобное. У мастера единица часа должна быть другая, ведь на нее за­ трачено и сил больше, и таланта больше. Мастера надо избавить от многих ненуж­ ных дел. Все эти вопросы следует обгово­ рить, иначе мы имеем дело не только с уравниловкой. Мы лишаем возможности способную молодежь идти вперед. Посте­ пенно она привыкает давать детям не пол­ ноценные знания, а какие-то полузнания. Я называю это полуфабрикатами». Николай Федорович Шишкин — крупный хозяйственник, хорошо знающий школу. Он фактически подошел к идее классификаци­ онных категорий учителей, имеющей место в зарубежном опыте. Надо, наверное, исследо­ вать и такую возможность, критически ис­ пользовать лучшее, что есть в этом плане. Директор Чаинской средней школы Ку- пинского района Федор Матвеевич Жерно- сенко с горечью отмечает, что перед учите-, лем в школе словно равнина. Нет вершины, которую надо взять. Молодой человек, при­ шедший в школу, попадает в ситуацию «анти-стимулов», ибо повышение педагоги­ ческого мастерства не имеет в школе ника­ ких четко обозначенных ступеней. «Почему в школе действуют «анти-стиму­ лы»? Объясняется это просто. Мастером быть невыгодно, ибо система оценок педа­ гогического труда такова, что уровень ра­ боты учителя определяется только цифро­ выми показателями. Учитель-мастер к тому же предпочитает бумаге живого ребенка, даже рискуя при этом получить взыскание. Неразработанность критериев, по которым определяется педагогическое • мастерство, приводит к самому злейшему врагу школы и учителя (не говоря о детях) — к фор­ мализму». От школ то и дело требуют сведений по тем или иным вопросам. Отчетность съеда­ ет рабочее и свободное время учителя. Гри­ горий Андреевич Перебейнос, директор Мо- розовской средней школы Карасукского рай­ она, говорит: «Чтобы справиться с бумаж­ ной лавиной, я прихожу ровно на час раньше. Лучший час своего рабочего дня я вынужден отдать бумагам. О чем только не запрашивают сведений!» Директор Сузунской школы № 2 Виктор Дмитриевич Рублев горько шутит: «У ме­ ня такое впечатление, что телефонная связь нужна только для того, чтобы давать нам очередные задания по отчетам. Год от года требуются не только цифровые показатели, но и развернутые схемы-отчеты. Нередко это сложная схема, на заполнение которой нужно посадить специального делопроизво­ дителя. Лично я не помню ни одного дня в своей работе, чтобы от нас не запрашивали ' сведений. Некоторые требования поражают нелепостью, абсурдностью. Например, необ­ ходимо ежемесячно подавать сведения о намерениях восьмиклассников. Согласен, это важно. Но кто в июле может дать такие сведения, когда все учителя в отпуске? Ру­ ки опускаются от количества бумаг...» Один директор школы провел любопыт­ ные подсчеты': оказалось, только разных планов школа должна иметь свыше трех де­ сятков! Хочу вернуться к мысли, высказанной ди­ ректором Морозовской школы, о потребно­ стях школы в исследованиях педагогическо­ го труда. Должно вестись комплексное и целенаправленное изучение всех сторон школьной жизни. Учительский труд — один из самых сложных по многим параметрам, школа сегодня —1сложнейший социальный институт, в котором происходят процессы, требующие исследования. Однако до сих пор мы не имеем сколько-нибудь серьезного обобщающего труда, в котором учитель и школа стали бы предметом специального научного осмысления. ...Всю свою жизнь Александра Алексан- ровна Ряшенцева, заслуженный учитель РСФСР, отдала не просто школе, а селу, в котором учила детей. Тяжело больная, она не мыслилй жизни без школы. Стала на­ ставником для многих 'учителей Сузунского района, не говоря уже о школьниках. Мож­ но сказать, в Шипунове, где работала Ря­ шенцева, был ее культ. Это особенно проя­ вилось после того, когда не стало Алек­ сандры Александровны. Хоронить ее вышло все село, от мала до велика. Шли древние старухи с бадожками, подходили к гробу и говорили спасибо за детей, за помощь, за совет... Молодой директор Верх-Сузунской сред­ ней школы Александр Григорьевич Дедю- хин рассказывал: «Я после ее похорон за­ болел, потому что там, в Шипунове, в этот трагический день как будто впервые осоз­ нал всю меру нашей ответственности не только перед детьми, но и перед всем обще­ ством. Размеры нашего влияния мне показа­ лись неизмеримыми. Понимаете, Ряшенцева проросла в само село, в людские души. Ста­ ло страшно от наших возможностей влиять на людей и жизнь... Г)о нашей просьбе уче­ ники написали воспоминания о^ своей учи­ тельнице. Это было через полгода после смерти Александры Александровны Ряшен- цевой. Через большинство сочинений про­ ходит мысль: настоящий учитель— это друг, советчик, наставник. Оказалось, что учени­ ки сами определяют жизненную позицию своего педагога, которая находит свое вы­ ражение во всем многообразии педагогиче­ ского поведения: содержании урока, слове, сказанном в перемену, жесте, улыбке, сов­ местной радости, совместной печали. Ря­ шенцева не скрывала от своих учеников трудностей и сложностей жизни, меньше • всего она хотела выступить перед детьми непререкаемым авторитетом. Но именно та­ ким авторитетом пользовалась у старых и малых на селе. Она рассказывала детям о том, как трудно шла к своей заветной це­ ли: стать для детей тем, кем действительно стала. Основным правилом жизни считала: предъявление требований прежде всего к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2