Сибирские огни, № 7 - 1983
Бот что по этому поводу думает Николай Федорович Шишкин: «Очень велика нагрузка учителя. Надо учитывать, что сельский учитель всегда бу дет иметь хоть какое-то подсобное хозяйст во. Затем— внеклассная работа. Третья сторона — шагать надо в ногу с жизнью, т. е. работать над собой. А еще обществен ные дела. Отдых тоже надо предусмотреть. 80 процентов учителей — женщины. Значит, надо справлять домашние женские обязан ности. Верно? Времени не хватает. Вот они пыхтят-пыхтят, выбиваются из сил. Знаете, кого особенно жаль? Кто мог бы вырасти в звезду первой величины. Надо где-то об- говорить один вопрос, как мне кажется: установить какие-нибудь разряды мастерст ва или что-то подобное. У мастера единица часа должна быть другая, ведь на нее за трачено и сил больше, и таланта больше. Мастера надо избавить от многих ненуж ных дел. Все эти вопросы следует обгово рить, иначе мы имеем дело не только с уравниловкой. Мы лишаем возможности способную молодежь идти вперед. Посте пенно она привыкает давать детям не пол ноценные знания, а какие-то полузнания. Я называю это полуфабрикатами». Николай Федорович Шишкин — крупный хозяйственник, хорошо знающий школу. Он фактически подошел к идее классификаци онных категорий учителей, имеющей место в зарубежном опыте. Надо, наверное, исследо вать и такую возможность, критически ис пользовать лучшее, что есть в этом плане. Директор Чаинской средней школы Ку- пинского района Федор Матвеевич Жерно- сенко с горечью отмечает, что перед учите-, лем в школе словно равнина. Нет вершины, которую надо взять. Молодой человек, при шедший в школу, попадает в ситуацию «анти-стимулов», ибо повышение педагоги ческого мастерства не имеет в школе ника ких четко обозначенных ступеней. «Почему в школе действуют «анти-стиму лы»? Объясняется это просто. Мастером быть невыгодно, ибо система оценок педа гогического труда такова, что уровень ра боты учителя определяется только цифро выми показателями. Учитель-мастер к тому же предпочитает бумаге живого ребенка, даже рискуя при этом получить взыскание. Неразработанность критериев, по которым определяется педагогическое • мастерство, приводит к самому злейшему врагу школы и учителя (не говоря о детях) — к фор мализму». От школ то и дело требуют сведений по тем или иным вопросам. Отчетность съеда ет рабочее и свободное время учителя. Гри горий Андреевич Перебейнос, директор Мо- розовской средней школы Карасукского рай она, говорит: «Чтобы справиться с бумаж ной лавиной, я прихожу ровно на час раньше. Лучший час своего рабочего дня я вынужден отдать бумагам. О чем только не запрашивают сведений!» Директор Сузунской школы № 2 Виктор Дмитриевич Рублев горько шутит: «У ме ня такое впечатление, что телефонная связь нужна только для того, чтобы давать нам очередные задания по отчетам. Год от года требуются не только цифровые показатели, но и развернутые схемы-отчеты. Нередко это сложная схема, на заполнение которой нужно посадить специального делопроизво дителя. Лично я не помню ни одного дня в своей работе, чтобы от нас не запрашивали ' сведений. Некоторые требования поражают нелепостью, абсурдностью. Например, необ ходимо ежемесячно подавать сведения о намерениях восьмиклассников. Согласен, это важно. Но кто в июле может дать такие сведения, когда все учителя в отпуске? Ру ки опускаются от количества бумаг...» Один директор школы провел любопыт ные подсчеты': оказалось, только разных планов школа должна иметь свыше трех де сятков! Хочу вернуться к мысли, высказанной ди ректором Морозовской школы, о потребно стях школы в исследованиях педагогическо го труда. Должно вестись комплексное и целенаправленное изучение всех сторон школьной жизни. Учительский труд — один из самых сложных по многим параметрам, школа сегодня —1сложнейший социальный институт, в котором происходят процессы, требующие исследования. Однако до сих пор мы не имеем сколько-нибудь серьезного обобщающего труда, в котором учитель и школа стали бы предметом специального научного осмысления. ...Всю свою жизнь Александра Алексан- ровна Ряшенцева, заслуженный учитель РСФСР, отдала не просто школе, а селу, в котором учила детей. Тяжело больная, она не мыслилй жизни без школы. Стала на ставником для многих 'учителей Сузунского района, не говоря уже о школьниках. Мож но сказать, в Шипунове, где работала Ря шенцева, был ее культ. Это особенно проя вилось после того, когда не стало Алек сандры Александровны. Хоронить ее вышло все село, от мала до велика. Шли древние старухи с бадожками, подходили к гробу и говорили спасибо за детей, за помощь, за совет... Молодой директор Верх-Сузунской сред ней школы Александр Григорьевич Дедю- хин рассказывал: «Я после ее похорон за болел, потому что там, в Шипунове, в этот трагический день как будто впервые осоз нал всю меру нашей ответственности не только перед детьми, но и перед всем обще ством. Размеры нашего влияния мне показа лись неизмеримыми. Понимаете, Ряшенцева проросла в само село, в людские души. Ста ло страшно от наших возможностей влиять на людей и жизнь... Г)о нашей просьбе уче ники написали воспоминания о^ своей учи тельнице. Это было через полгода после смерти Александры Александровны Ряшен- цевой. Через большинство сочинений про ходит мысль: настоящий учитель— это друг, советчик, наставник. Оказалось, что учени ки сами определяют жизненную позицию своего педагога, которая находит свое вы ражение во всем многообразии педагогиче ского поведения: содержании урока, слове, сказанном в перемену, жесте, улыбке, сов местной радости, совместной печали. Ря шенцева не скрывала от своих учеников трудностей и сложностей жизни, меньше • всего она хотела выступить перед детьми непререкаемым авторитетом. Но именно та ким авторитетом пользовалась у старых и малых на селе. Она рассказывала детям о том, как трудно шла к своей заветной це ли: стать для детей тем, кем действительно стала. Основным правилом жизни считала: предъявление требований прежде всего к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2