Сибирские огни, № 7 - 1983

взирая на бытовые условия, антигосударст­ венно по своей сути. Педагог, приехавший в село даже на три года, должен эти три го­ да прожить полной жизнью, прожить, а не «отработать». Надо всегда помнить, что жи­ лищно-бытовые условия педагога— важней­ шее составляющее не только его материаль­ ного положения, его творческого вдохнове­ ния, но и качества труда. Ведь почти поло­ вину своего рабочего времени учитель про­ водит дома — готовится к урокам, проверя­ ет домашние работы и т. п ,' Кроме того, обеспечить всех учителей жильем — это зна­ чит решающим образом способствовать по­ вышению престижа педагогической профес­ сии. А каково реальное положение дел сегод­ ня? В 1966 —1967 годах по заданию Ново­ сибирского обкома КПСС были обследова­ ны условия труда, быта и отдыха учителей. Партийные и советские органы существенно усилили заботу о педагогических кадрах: обеспеченность учителей жильем в Новоси­ бирской области за последние десять лет увеличилась примерно в два раза и состав­ ляет в среднем 11,6 кв. м на одного члена семьи. То есть, примерно на 16 процентов превышает средний показатель при общем значительном улучшении положения с жильем в области, И все же, по данным вы­ борочного обследования, лишь около трети учителей имеют отдельную комнату, поло­ вина располагает рабочим местом в обшей комнате, остальные не имеют дома даже определенного места для работы. Беседы с хозяйственниками и учителями выявили одну любопытную закономерность: обеспечение учителей жильем, продуктами, товарами повышенного спроса связано не только с организационными мерами, но и с психологической перестройкой руководите­ лей хозяйств. В одном из районов произошел такой диалог между молодым директором школы и молодым председателем колхоза. Они по­ чти ровесники. Директор пришел с очеред­ ным прошением. — А ты и твоя школа на чьем балансе находитесь? — спросил председатель. — Сельского Совета... — Вот и иди сначала в сельсовет. Если там не дадут, иди в районо. Ну, а коли вез­ де откажут, а у меня что-нибудь останется, я тебе подкину,— снизошел под конец пред­ седатель. Можно только порадоваться, что в нашей области есть немало хозяйственников, ко­ торые понимают порочность очередности: сначала — хозяйство, после — школа, снача­ ла — колхозники, потом — учителя. Николай Федорович Шишкин, председа­ тель колхоза имени Куйбышева Сузунского района, говорит: «Я не понимаю этих деле­ ний... Это все мои люди. Понимаете? Мои люди! Когда ко мне приходит колхозник или учитель, я могу отдать предпочтение учителю, а не колхознику. Вот, например, долго думали, что делать с уроками пения в школе, пока не решили: надо открывать музыкальную школу. Но сначала — постро­ ить квартиру для учителя. Начали строить Теперь будут ребятишки знать музыку!» Григорий Иванович Ромашенко, предсе­ датель колхоза имени Карла Маркса Кара- сукского района, говорит прежде всего о том. как надо менять свою психологию в от­ ношении к учителю: «Ведь мы что сначала делаем? Появись горячая вода, мы тут же ее в коровник, на ферму — нет, чтобы на квартиру к учителю. Или продажа товаров дефицитных... И тут про учителя часто за­ бывают». Условия труда и быта учителей, особен­ но сельских, осложняются большой заня­ тостью в личном подсобном хозяйстве. По­ давляющее большинство работает в нем от 3 до 7 часов в неделю, а вся домашняя ра­ бота отнимает 23—26 часов в неделю. Подсобное хозяйство, однако, по своему значению противоречиво. Отнимая много времени, главным образом, весной и летом, оно «привязывает» учителя во время отпу­ ска к дому, Однако в течение учебного года подсобное хозяйство требует в среднем лишь 3—4 часа в неделю, позволяя имеете с тем экономить до двух часов за счет со­ кращения затрат на покупку товаров и по­ могая обеспечивать семью свежими и каче­ ственными продуктами питания. Зимой сельские учителя, по сравнению с городскими, тратят на труд в домашнем и личном подсобном хозяйстве где-то лишь на 2,5 часа больше. Поэтому сегодня, на мой взгляд, необходимо всемерно содей­ ствовать учителю в обзаведении и ведении личного подсобного хозяйства не только в сельской, но и в городской местности. Мы предприняли попытку изучить отношение к подсобному хозяйству сельских учителей, которые нередко, вопреки даже своему же­ ланию, заводят его. При изучении мнений «за» и «против» нам бросилась в глаза одна особенность, которая выходит за пределы экономических расчетов. Людмила Дмитриевна Азарова из Уеман- ки считает, что ведение.подсобного хозяй­ ства, помимо материального аспекта, имеет еще и психологический. Что же касается возможности -—точнее опасности погрязнуть в личном хозяйстве, опуститься, то это вполне возможно и вне хозяйства. Так же относится к подсобному хозяйству и Дмитрий Анатольевич Филичев, старей­ ший учитель Сузунского района, человек, снискавший высочайшее уважение и V жите­ лей Заковряжина, где много лет работал, и у сузунцев-учителей, которых позднее опекал как инспектор районо. Дом супругов Филичевых на опушке Сузунского бора. На небольшом зеленом участке расположены огород и «фамильный» сад: супруги гор­ дятся посадками своих детей и внуков. «Многое теряешь, когда уходишь от зем­ ли. Нам давали прекрасную коммунальную квартиру. Мы отказались. В сельском учи­ теле должна присутствовать крестьянская жилка. Я далек от приобретательства. На­ ше хозяйство больших изменений в бюд­ жет не вносило. Но мне обязательно надо зайти в огород. Поработать. Раньше ездил на покосы. Все учителя ездили. Начинаешь понимать глубокий смысл толстовского от­ ношения к крестьянскому труду. Иначе смотришь на людей, которые тебя окружа­ ют. Если хотите, иначе слушаешь сводки о ходе сельскохозяйственных работ в самом селе или по радио. Домашний труд не от­ чуждает тебя от общего хозяйства, а, на­ оборот, приближает к нему». Сейчас Дмитрий Анатольевич и Нина Степановна на пенсии. Подсобное хозяйство сведено к минимуму. Оно действительно вы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2