Сибирские огни, № 7 - 1983

ратуры Галина Ильинична Шувалова? С рассказа о летнем путешествии. «Учитель не может не ездить по стране и загранице. Дело не только в знаниях, но и в эмоциональном опыте. Амортизация души опасна для служителя искусства. Еще страшнее она для учителя, ибо ученик сразу фиксирует твою исчерпанность. Труд­ но понять, как это чувствуют ребята, но определяют они это точно». На том же заседании местного комитета, с которого мы начали разговор, осуждению была подвергнута молодая учительница-би­ олог, которая просила дать ей отпуск, по­ тому что предоставлялась редкая для учи­ теля возможность поехать по путевке в Ле­ нинград. Почему? Отпуск испрашивался в каникулы... И тут мы подходим к необходимости при­ знать, что учитель практически не имеет времени для того, чтобы выполнить свое главное общественное назначение — учить и воспитывать детей на уровне современных средств. Николай Николаевич Асеев, выпусник Челябинского педагогического института, второй год работает в Сибирской средней школе. Учитель русского языка и литера­ туры. Школа маленькая, подготовок много. Нагрузка 22 часа. «Чувствую, что каждый урок, который даю, должен быть лучше. И знаю, как надо сделать, а не успеваю. Мне ведь еще за ли­ тературой надо успеть... Накапливается раз­ дражение от невозможности учить так, как надо... Говорят, что это пройдет. Боюсь, что привыкну не дорабатывать...» Свободное время учителя • нельзя , полу­ чить из безвоздушного пространства, оно теснейшим образом связано с материальной обеспеченностью. Как известно, В. И. Ле­ нин, отмечая особую роль учителя в нашем обществе, подчеркивал, что главное,— подъем его материального положения. Материальное положение трудящихся СССР определяется, прежде всего, разме­ ром заработной платы. В начале 20-х годов средняя заработная плата учителя отстава­ ла от средней зарплаты промышленных ра­ бочих на 30—100 процентов. После опуб­ ликования в «Правде» известной статьи «Странички из дневника», где В. И. Ленин указал на необходимость поднять учителя на недосягаемую для буржуазного общест- на высоту, зарплата учителя была увеличе­ на в 4 раза. В дальнейшем рост зарплаты учителей старших классов в общем сущест­ венно опережал рост зарплаты рабочих промышленных предпрятий,' а ’заработок учителя начальных классов держался на их уровне. В 1936 году зарплата учителей бы­ ла поднята примерно в два раза, в связи с чем расходы госбюджета на школы увели­ чились за год на 87 процентов.' Однако, начиная с 50-х годов, имеет место тенденция усиливающегося отстава­ ния зарплаты учителей от зарплаты других основных категорий рабочих и служащих. В 1981 году это отставание достигло 16,9 процента. Такого не наблюдалось с 1923 года. Как показывают наши исследования недостаточный уровень материальной обес­ печенности — главная причина того, что сельские учителя обременены , подсобным хозяйстЬом, поглощающим много времени. Отставание в заработной плате привело к снижению престижа профессии учителя, ухудшению качественного состава педагоги­ ческих кадров и резкому сокращению доли мужчин среди школьных педагогов. Преобладание женщин, отмечал А. В. Лу­ начарский, само по себе не может внушать опасения, но, принимая во внимание все со­ циально-экономические и бытбвые условия, надо признать, что это явление — симптом упадка престижа профессии. В этих усло­ виях всякие предложения — лучше пропа­ гандировать, звать мужчин в школьные пе­ дагоги — большого успеха не принесут. Объективно необходимая дифференциа­ ция размеров оплаты труда разных профес­ сиональных групп определяется характером труда (сложностью, тяжестью, напряжен­ ностью), социальной и народнохозяйствен­ ной значимостью. Учительский труд являет­ ся одним из наиболее сложных, требующих чрезвычайно разносторонней подготовки, высокого уровня не только профессиональ­ ной, но и общей культуры. Вместе с тем он характеризуется высокой нервной напря­ женностью. Для того чтобы овладеть дет­ ской массой, захватить ее своим педагоги­ ческим и воспитательным влиянием, со сто­ роны педагога необходимо, как отмечал нарком здравоохранения И. А. Семашко, исключительно высокое нервно-психическое напряжение. Кроме того, труд учителя, как известно, чрезмерно велик по объему, связан с ограниченными возможностями от­ дыха, пребывания на воздухе. Все это отри­ цательно сказывается на его здоровье. Заболевания глотки и носоглотки учите­ лей в 8—10 раз превышают заболевания других групп населения. 80—90 процентов обследованных педагогов в той или иной форме больны неврозами, у 40—50 процен­ тов обнаружена вегето-сосудистая дистония на фоне неврастении, обусловленная про­ фессиональными факторами. Могут сказать, что существует дополни­ тельное материальное стимулирование учи­ телей, добивающихся наиболее высоких ре­ зультатов. Да, сейчас практикуется увели­ чение ставки при присвоении звания учите- ля-метОдиста на 15—20 рублей и старшего учителя — на 5—10 рублей в зависимости от образования и стажа, увеличение ставки для учителей, имеющих степень кандидата наук или звание заслуженного учителя, на 10 рублей. Все эти прибавки обычно со­ ставляют меньше 15 процентов заработка ■— минимальной прибавки, воспринимаемой в качестве существенной. И, кроме того, ука­ занные звания получает лишь незначитель­ ная часть учительств.а (менее 0,8 процента). Вряд ли такое положение можно считать нормальным. Основная часть учителей по­ ставлена в такие условия, что от резуль­ татов их труда, его педагогической эффек­ тивности не зависит продвижение по слу­ жебной лестнице и увеличение заработка, им остается лишь ждать перехода в следу­ ющую стажевую группу. Причём наиболее высокие результаты учебно-воспитательной работы, согласно данным выборочных об­ следований, связаны, как правило, со зна­ чительным увеличением затрат рабочего времени, а это означает, что улучшение ра­ боты происходит экстенсивным, а не интен­ сивным путем. Рабочая неделя мастеров пе­ дагогического труда продолжительнее, чем )

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2