Сибирские огни, № 7 - 1983
ратуры Галина Ильинична Шувалова? С рассказа о летнем путешествии. «Учитель не может не ездить по стране и загранице. Дело не только в знаниях, но и в эмоциональном опыте. Амортизация души опасна для служителя искусства. Еще страшнее она для учителя, ибо ученик сразу фиксирует твою исчерпанность. Труд но понять, как это чувствуют ребята, но определяют они это точно». На том же заседании местного комитета, с которого мы начали разговор, осуждению была подвергнута молодая учительница-би олог, которая просила дать ей отпуск, по тому что предоставлялась редкая для учи теля возможность поехать по путевке в Ле нинград. Почему? Отпуск испрашивался в каникулы... И тут мы подходим к необходимости при знать, что учитель практически не имеет времени для того, чтобы выполнить свое главное общественное назначение — учить и воспитывать детей на уровне современных средств. Николай Николаевич Асеев, выпусник Челябинского педагогического института, второй год работает в Сибирской средней школе. Учитель русского языка и литера туры. Школа маленькая, подготовок много. Нагрузка 22 часа. «Чувствую, что каждый урок, который даю, должен быть лучше. И знаю, как надо сделать, а не успеваю. Мне ведь еще за ли тературой надо успеть... Накапливается раз дражение от невозможности учить так, как надо... Говорят, что это пройдет. Боюсь, что привыкну не дорабатывать...» Свободное время учителя • нельзя , полу чить из безвоздушного пространства, оно теснейшим образом связано с материальной обеспеченностью. Как известно, В. И. Ле нин, отмечая особую роль учителя в нашем обществе, подчеркивал, что главное,— подъем его материального положения. Материальное положение трудящихся СССР определяется, прежде всего, разме ром заработной платы. В начале 20-х годов средняя заработная плата учителя отстава ла от средней зарплаты промышленных ра бочих на 30—100 процентов. После опуб ликования в «Правде» известной статьи «Странички из дневника», где В. И. Ленин указал на необходимость поднять учителя на недосягаемую для буржуазного общест- на высоту, зарплата учителя была увеличе на в 4 раза. В дальнейшем рост зарплаты учителей старших классов в общем сущест венно опережал рост зарплаты рабочих промышленных предпрятий,' а ’заработок учителя начальных классов держался на их уровне. В 1936 году зарплата учителей бы ла поднята примерно в два раза, в связи с чем расходы госбюджета на школы увели чились за год на 87 процентов.' Однако, начиная с 50-х годов, имеет место тенденция усиливающегося отстава ния зарплаты учителей от зарплаты других основных категорий рабочих и служащих. В 1981 году это отставание достигло 16,9 процента. Такого не наблюдалось с 1923 года. Как показывают наши исследования недостаточный уровень материальной обес печенности — главная причина того, что сельские учителя обременены , подсобным хозяйстЬом, поглощающим много времени. Отставание в заработной плате привело к снижению престижа профессии учителя, ухудшению качественного состава педагоги ческих кадров и резкому сокращению доли мужчин среди школьных педагогов. Преобладание женщин, отмечал А. В. Лу начарский, само по себе не может внушать опасения, но, принимая во внимание все со циально-экономические и бытбвые условия, надо признать, что это явление — симптом упадка престижа профессии. В этих усло виях всякие предложения — лучше пропа гандировать, звать мужчин в школьные пе дагоги — большого успеха не принесут. Объективно необходимая дифференциа ция размеров оплаты труда разных профес сиональных групп определяется характером труда (сложностью, тяжестью, напряжен ностью), социальной и народнохозяйствен ной значимостью. Учительский труд являет ся одним из наиболее сложных, требующих чрезвычайно разносторонней подготовки, высокого уровня не только профессиональ ной, но и общей культуры. Вместе с тем он характеризуется высокой нервной напря женностью. Для того чтобы овладеть дет ской массой, захватить ее своим педагоги ческим и воспитательным влиянием, со сто роны педагога необходимо, как отмечал нарком здравоохранения И. А. Семашко, исключительно высокое нервно-психическое напряжение. Кроме того, труд учителя, как известно, чрезмерно велик по объему, связан с ограниченными возможностями от дыха, пребывания на воздухе. Все это отри цательно сказывается на его здоровье. Заболевания глотки и носоглотки учите лей в 8—10 раз превышают заболевания других групп населения. 80—90 процентов обследованных педагогов в той или иной форме больны неврозами, у 40—50 процен тов обнаружена вегето-сосудистая дистония на фоне неврастении, обусловленная про фессиональными факторами. Могут сказать, что существует дополни тельное материальное стимулирование учи телей, добивающихся наиболее высоких ре зультатов. Да, сейчас практикуется увели чение ставки при присвоении звания учите- ля-метОдиста на 15—20 рублей и старшего учителя — на 5—10 рублей в зависимости от образования и стажа, увеличение ставки для учителей, имеющих степень кандидата наук или звание заслуженного учителя, на 10 рублей. Все эти прибавки обычно со ставляют меньше 15 процентов заработка ■— минимальной прибавки, воспринимаемой в качестве существенной. И, кроме того, ука занные звания получает лишь незначитель ная часть учительств.а (менее 0,8 процента). Вряд ли такое положение можно считать нормальным. Основная часть учителей по ставлена в такие условия, что от резуль татов их труда, его педагогической эффек тивности не зависит продвижение по слу жебной лестнице и увеличение заработка, им остается лишь ждать перехода в следу ющую стажевую группу. Причём наиболее высокие результаты учебно-воспитательной работы, согласно данным выборочных об следований, связаны, как правило, со зна чительным увеличением затрат рабочего времени, а это означает, что улучшение ра боты происходит экстенсивным, а не интен сивным путем. Рабочая неделя мастеров пе дагогического труда продолжительнее, чем )
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2