Сибирские огни, № 7 - 1983

риск Граничил с нарушёняём закона. А За­ кон нередко кристаллизовал в себе старое представление о школе, которое шло враз­ рез с требованиями, предъявляемыми се­ годня. Пошли нарекания отовсюду, даже от облоно: «Почему в той или иной школе два киноаппарата, а" не один?» «Скажите, почему должен быть один киноаппарат? — говорит Олег Маркович.— Чтобы бездействовал? Перед уроком его надо перенести,- например, с первого этажа на третий. А вдруг сломают?.. Фрагмент- занимает на уроке Десять минут, он очень важен, но учителю легче, оказывается, все перевести в слово, чтобы не мучиться с киноаппаратом, А если у него все под ру­ кой, если мы позаботились о создании ма­ териальной базы обучения, директор имеет моральное право спросить с учителя резуль­ тат; который тот обязан дать на уровне современных средств. Или возьмите проблему оформления школ. Смотреть не хочется на самодеятельное украшательство, на ремесленные стенды. Мы наняли группу профессиональных офор­ мителей, однако платить им надо было только наличными. Руководители хозяйств выкладывали тысячи рублей... Что было де­ лать? Нет ни одной организации, которая занималась бы таким важным делом, как школьный дизайн. Очень многое не доведено до конца. Мы мечтали весь дидактический материал рас­ печатать, но множительная машина отказа­ ла. Есть в каждом предмете такие общие дидактические единицы, которые обязатель­ ны для всех. Вот они и должны были быть размножены. Учитель, получив основу, тра­ тил бы время на чисто творческую рабо­ ту...» И здесь Олег Маркович естественно пере­ ходит на разговор о том, что материаль­ ная обеспеченность процесса обучения и воспитания является мощным средством подъема качества педагогического труда, что здесь мы сталкиваемся с проблемами, которые не могут быть решены учителями в одиночку: в условиях обязательного де­ сятилетнего обучения надо учить не только тех, кто учится с желанием, надо пробуж­ дать это желание, формировать его у каж­ дого, надо добиваться, чтобы получить образование стремились все без исключе­ ния учащиеся. Беседы с учителями, дирек­ торами Школ дают, повод для тревожных размышлений: учителя, как правило, хоте­ ли бы освободить себя от тех, кто не хочет учиться. Не случайно наша областная молодеж­ ная газета «Молодость Сибири» начала дискуссию на тему «Нужно ли обязатель­ ное десятилетнее образование?» Сам факт возникновения такой дискуссии является, на наш взгляд, вопиющим. Десятилетнее всеобщее обучение — величайшее наше со­ циальное завоевание. И вопроса, хорошо это или плохо, быть в нашем, обществе не может. Другое дело: готовы ли мы к нему оказались? ВОО РУЖ ЕН ’ ЛИ УЧИТЕЛЬ СРЕДСТВАМИ УЧИТЬ ВСЕХ? Побывайте в учительской во время пере­ мен, и вы услышите, что обсуждается не проблема «Как научить?», а проблема «Как заставить учиться?», или— «Как освобо­ диться о-г нерадивого ученика?» Мы нередко видим нерадивость ученика, но не задумываемся, что она имеет педаго­ гические причины. Учитель пытается овла­ деть приемами обучения творчеству, хочет сформировать творческое мышление учаще­ гося, но наталкивается на отсутствие V школьников необходимых знаний, а глав­ ное — на нежелание затрачивать серьёз­ ные усилия для овладения знаниями. Пока, к сожалению, научно-исследова­ тельские учреждения могут предложить в помощь учителю общие работы, вроде «Оп­ тимизация обучения», «Активизация поз­ навательной деятельности», «Проблемное обучение» и т. п. Но каковы пути использо­ вания этих идей в практике — не ясно. Раз­ рабатываемые темы как бы исключены из реальных параметров школьной жизни? учитывающих рабочее время учителя, вре­ мя урока, урочньё и домашнее время уче­ ника. К тому же при использовании таких пе­ дагогических трудов необходимо умение пе­ ревода теоретических положений на язык педагогической практики. В педагогике нет своего Станиславского, который дал актё­ рам не только фундаментальные основы театрального искусства, но и разработал технику актерского труда. Создание в Там­ бовском педагогическом институте кафедры педагогического мастерства — первая лас­ точка в этот серьезном деле. Несколько слов о свободном времени — этом подлинном богатстве учителя. Выпуск­ ница Новосибирского педагогического ин­ ститута Лариса Давыдова, работающая в селе Новоселово Убинского района, была вызвана на заседание местного комитета школы, где подверглась суровому осуж­ дению за то, что во время зимних ка­ никул позволила себе уехать в город в на­ учную библиотеку. Давыдова побывала не только в библиотеке, но и в педагогическом институте, беседовала со своими препода­ вателями, консультировалась по вопросам, которые вызывали наибольшие затруднения. Молодой коммунист Давыдова со всей ме­ рой ответственности понимает, что только постоянное обогащение знаниями может обеспечить современный уровень обучения, И вот — отношение к этому со стороны то­ варищей по работе! Психологи утверждают, что чем боль­ шим количеством источников информации располагает человек, тем относительнее значимость каждого из этих источников. Действительно, учитель сегодня — не един­ ственный источник информации. Ребенок после урока физики может прийти домой и включить передачу «Очевйдйоё — невероят­ ное», где встретится с теми же физическими понятиями, только теперь в интерпретации С. П. Капицы, Учителю нужны большие внутренние накопления, поэтому проблема изучения бюджета времени учителя — это проблема дальнейшего повышения качества обучения и воспитания. Известно, как В. А. Сухомлинский берег учительское время, как он поощрял поездки учителей по инте­ ресным местам, потому что знал: личность .учителя должна непрерывно бббгаШатвся. С чего начинает свой первый урок сузуН- ская учительница русского языка и Литё-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2