Сибирские огни, № 7 - 1983
риск Граничил с нарушёняём закона. А За кон нередко кристаллизовал в себе старое представление о школе, которое шло враз рез с требованиями, предъявляемыми се годня. Пошли нарекания отовсюду, даже от облоно: «Почему в той или иной школе два киноаппарата, а" не один?» «Скажите, почему должен быть один киноаппарат? — говорит Олег Маркович.— Чтобы бездействовал? Перед уроком его надо перенести,- например, с первого этажа на третий. А вдруг сломают?.. Фрагмент- занимает на уроке Десять минут, он очень важен, но учителю легче, оказывается, все перевести в слово, чтобы не мучиться с киноаппаратом, А если у него все под ру кой, если мы позаботились о создании ма териальной базы обучения, директор имеет моральное право спросить с учителя резуль тат; который тот обязан дать на уровне современных средств. Или возьмите проблему оформления школ. Смотреть не хочется на самодеятельное украшательство, на ремесленные стенды. Мы наняли группу профессиональных офор мителей, однако платить им надо было только наличными. Руководители хозяйств выкладывали тысячи рублей... Что было де лать? Нет ни одной организации, которая занималась бы таким важным делом, как школьный дизайн. Очень многое не доведено до конца. Мы мечтали весь дидактический материал рас печатать, но множительная машина отказа ла. Есть в каждом предмете такие общие дидактические единицы, которые обязатель ны для всех. Вот они и должны были быть размножены. Учитель, получив основу, тра тил бы время на чисто творческую рабо ту...» И здесь Олег Маркович естественно пере ходит на разговор о том, что материаль ная обеспеченность процесса обучения и воспитания является мощным средством подъема качества педагогического труда, что здесь мы сталкиваемся с проблемами, которые не могут быть решены учителями в одиночку: в условиях обязательного де сятилетнего обучения надо учить не только тех, кто учится с желанием, надо пробуж дать это желание, формировать его у каж дого, надо добиваться, чтобы получить образование стремились все без исключе ния учащиеся. Беседы с учителями, дирек торами Школ дают, повод для тревожных размышлений: учителя, как правило, хоте ли бы освободить себя от тех, кто не хочет учиться. Не случайно наша областная молодеж ная газета «Молодость Сибири» начала дискуссию на тему «Нужно ли обязатель ное десятилетнее образование?» Сам факт возникновения такой дискуссии является, на наш взгляд, вопиющим. Десятилетнее всеобщее обучение — величайшее наше со циальное завоевание. И вопроса, хорошо это или плохо, быть в нашем, обществе не может. Другое дело: готовы ли мы к нему оказались? ВОО РУЖ ЕН ’ ЛИ УЧИТЕЛЬ СРЕДСТВАМИ УЧИТЬ ВСЕХ? Побывайте в учительской во время пере мен, и вы услышите, что обсуждается не проблема «Как научить?», а проблема «Как заставить учиться?», или— «Как освобо диться о-г нерадивого ученика?» Мы нередко видим нерадивость ученика, но не задумываемся, что она имеет педаго гические причины. Учитель пытается овла деть приемами обучения творчеству, хочет сформировать творческое мышление учаще гося, но наталкивается на отсутствие V школьников необходимых знаний, а глав ное — на нежелание затрачивать серьёз ные усилия для овладения знаниями. Пока, к сожалению, научно-исследова тельские учреждения могут предложить в помощь учителю общие работы, вроде «Оп тимизация обучения», «Активизация поз навательной деятельности», «Проблемное обучение» и т. п. Но каковы пути использо вания этих идей в практике — не ясно. Раз рабатываемые темы как бы исключены из реальных параметров школьной жизни? учитывающих рабочее время учителя, вре мя урока, урочньё и домашнее время уче ника. К тому же при использовании таких пе дагогических трудов необходимо умение пе ревода теоретических положений на язык педагогической практики. В педагогике нет своего Станиславского, который дал актё рам не только фундаментальные основы театрального искусства, но и разработал технику актерского труда. Создание в Там бовском педагогическом институте кафедры педагогического мастерства — первая лас точка в этот серьезном деле. Несколько слов о свободном времени — этом подлинном богатстве учителя. Выпуск ница Новосибирского педагогического ин ститута Лариса Давыдова, работающая в селе Новоселово Убинского района, была вызвана на заседание местного комитета школы, где подверглась суровому осуж дению за то, что во время зимних ка никул позволила себе уехать в город в на учную библиотеку. Давыдова побывала не только в библиотеке, но и в педагогическом институте, беседовала со своими препода вателями, консультировалась по вопросам, которые вызывали наибольшие затруднения. Молодой коммунист Давыдова со всей ме рой ответственности понимает, что только постоянное обогащение знаниями может обеспечить современный уровень обучения, И вот — отношение к этому со стороны то варищей по работе! Психологи утверждают, что чем боль шим количеством источников информации располагает человек, тем относительнее значимость каждого из этих источников. Действительно, учитель сегодня — не един ственный источник информации. Ребенок после урока физики может прийти домой и включить передачу «Очевйдйоё — невероят ное», где встретится с теми же физическими понятиями, только теперь в интерпретации С. П. Капицы, Учителю нужны большие внутренние накопления, поэтому проблема изучения бюджета времени учителя — это проблема дальнейшего повышения качества обучения и воспитания. Известно, как В. А. Сухомлинский берег учительское время, как он поощрял поездки учителей по инте ресным местам, потому что знал: личность .учителя должна непрерывно бббгаШатвся. С чего начинает свой первый урок сузуН- ская учительница русского языка и Литё-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2