Сибирские огни, № 7 - 1983

сядет, а у нее нет ног. Вот это подход к своей работе. К детям... Как хотите это на­ зывайте, но отсутствие культуры, интелли­ гентности порождает в учителе самое отв­ ратительное качество — чванство. Учитель не становится духовным центром села». У Ивана Прокофьевича Дйброва на ра­ бочем столе лежит «Советская Россия», где опубликована переписка Сухомлинского с писателем Медынским. Дибров хорошо осведомлен о педагогических опытах Ма­ каренко, Сухомлинского. Прав директор Совхоза: отсутствие ин­ теллигентности, высокой культуры приводит к тому, что выпускник педвуза очень часто оказывается не готовым занять то место на селе, которое он должен и вправе занять по 'сути сйоего призвания. Просветительская миссия учителя — это не вчерашний день нашей истории. Порой выпускник вуза д а­ же психологически не готов вести работу с жителями села. Когда говорят и пишут о серьезном от­ ставании уровня подготовки сельских уче­ ников от городских, возникает очень важ­ ный Вопрос: а все ли мы сделали ДЛя того, чтобы обеспечить эффективность, результа­ тивность труда учителя? НаДо отчетливо осознать, что учйтель не Может мириться не только с плохим жильем, которое ему предоставляют, но и с Отсутствием зача­ стую современных средств обучения. Село Михайловна Карасукского района. Преподавателем химии работает Чуриков Михаил Валентинович. Стаж работы два года. Сын ответственных работников. По­ пал в село впервые. Никакого шока от ус­ ловий сельской жизни не испытал. Напротив, многое показалось в новинку, вызвало ин­ терес. Живет в отдельном домике с женой и недавно роДившймся сыном. С радостью сообщает, что закупил центнер зерна, хочет разводить кур. Показывает огород, кусты •малины и смородины. В доме газ. А что в школе? Увы, молодой учитель по­ нимает: при наличии той материальной ба­ зы, которая ¿уществует здесь, обучить сов­ ременной химии он не может. В это же самое время жители Сузунско- го района, как только разговор заходит о школе, прежде всего спрашивают: «А вы были в химкабинете Верх-Сузунской сред­ ней школы?» Да, Верх-Сузунский химкабинет — один из тех, каким гордятся во всем районе. Может быть, здесь колхоз богаче? Или дру­ гое снабжение? Прежде всего здесь другое отношение к школе: хорошо понимают, что необходимо обеспечить материально-техни­ ческую базу обучения. Призывы учить эф­ фективно При наличии мела и тряпки похо­ жи на призывы к шахтеру повысить про­ изводительность труда, пользуясь только киркой. Сузунцы решили централизовать средства, сосредоточить в районо и посте­ пенно оснастить все школы самой совре­ менной техникой, самым современным обо­ рудованием. Началось целенаправленное, как говорит Олег Маркович Шепулин, заме­ ститель председателя Сузунского райиспол­ кома, «запитывание» школ всем необхо­ димым «Это был какой-то особый подъем,— рас­ сказывает Олег Маркович.— Царил дух со­ ревнования между школами. К учителю бы­ ло особое доверие: он сам разрабатывал эскизы'кабинета, исходя из задач Обучения своему предмету. Здесь он был хбзяином. Все, делалось так, чтобы он мог максималь­ но выявить не только свои способности, но и реализовать затем их в процессе обучения. Мы считали, что кабинеты должны своим оформлением погружать детей сра­ зу в атмосферу предмета. Если я вошел в кабинет истории и не оказался в мире Донского, Невского, маршала Жукова, зайем тогда создавать кабинеты? Да, мы платили по договорам преподава­ телям труда, которые в свое личное время оборудовали школьные кабинеты. Но главное, чего достиг наш район: созда­ ние школы в ее современном виде считает­ ся честью хозяйства. Здесь весь секрет ус­ пеха. Райком партии вел строжайший кон­ троль за всей этой „школьной эпопеей, на­ чиная с того, где будет строиться школа, и кончая качеством стендов предметных ка­ бинетов. Было решено на каждой централь­ ной усадьбе Иметь среднюю школу. Сейчас их 16. Практически снят вопрос вынужден­ ной миграции, населения из-за отсутствия школ». Один любопытный пример, говорящий о размахе и государственном подходе здесь к решению вопроса: в Зорино.была восьми­ летняя школа, в .Каргйполово ■»- началь­ ная. Кргда центральная усадьба была пе­ ренесена в Каргаполово, началось строи­ тельство школы На 320 мест, интерната на 80 учащихся, столовой и жилья для учите­ лей, В прекрасном новом доме со всеми коммунальными удобствами (с горячей во­ дой, в частности, чего и в Сузуне нет) из 16 квартир 12 были отданы учителям. Бывший секретарь парткома колхоза «Заветы Ильича» Валерий Алексеевич Пет- ляковский, теперь секретарь райкома КПСС, говорит, что успех был обусловлен очень важной психологической установкой: как бы нам ни было экономически тяжело, шко­ ла и дети от этого страдать не должны. Это очень хорошо понимали ушедшие на пенсию Михаил Маркович Орел из Бобров- ки, Евгений Андреевич Агарин из Верх-Су- зуна, это хорошо понимает Николай Федо­ рович Шишкин из колхоза имени Куйбы­ шева, который говорит, .что его хозяйство начинается со школы и что трудная исто­ рия, допустим, с Петей Ивановым в пятом классе обернется производственной ситуа­ цией в колхозе через шесть-семь лет. Социально-педагогический эксперимент, предпринятый в Сузунском районе, шел це­ ленаправленно в течение ряда лет. Меньше всего он походил на очередную шумную кампанию, Олег Маркович абсолютно прав, подчеркивая, что проблемы шкблы сегодня не могут быть решены в рамках самих школ. Однако опыт Сузунского района предста­ вляет интерес не только с точки зрения возможности и необходимости его внедре­ ния, он свидетельствует скорее о том. что быть нормой в существующих условиях не может. В Сузуне тепло говорят о Влади­ мире Ивановиче Исаеве — бывшем заведу­ ющем районо. При нем-то и возникла идея создания новых шкоЛ( их оборудования. Однако Исаев на первых порах столкнулся С такими препонами на пути преобразова­ ния школьного дела, что вынужден был очень часто идти обходными путями, где

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2