Сибирские огни, № 7 - 1983
сядет, а у нее нет ног. Вот это подход к своей работе. К детям... Как хотите это на зывайте, но отсутствие культуры, интелли гентности порождает в учителе самое отв ратительное качество — чванство. Учитель не становится духовным центром села». У Ивана Прокофьевича Дйброва на ра бочем столе лежит «Советская Россия», где опубликована переписка Сухомлинского с писателем Медынским. Дибров хорошо осведомлен о педагогических опытах Ма каренко, Сухомлинского. Прав директор Совхоза: отсутствие ин теллигентности, высокой культуры приводит к тому, что выпускник педвуза очень часто оказывается не готовым занять то место на селе, которое он должен и вправе занять по 'сути сйоего призвания. Просветительская миссия учителя — это не вчерашний день нашей истории. Порой выпускник вуза д а же психологически не готов вести работу с жителями села. Когда говорят и пишут о серьезном от ставании уровня подготовки сельских уче ников от городских, возникает очень важ ный Вопрос: а все ли мы сделали ДЛя того, чтобы обеспечить эффективность, результа тивность труда учителя? НаДо отчетливо осознать, что учйтель не Может мириться не только с плохим жильем, которое ему предоставляют, но и с Отсутствием зача стую современных средств обучения. Село Михайловна Карасукского района. Преподавателем химии работает Чуриков Михаил Валентинович. Стаж работы два года. Сын ответственных работников. По пал в село впервые. Никакого шока от ус ловий сельской жизни не испытал. Напротив, многое показалось в новинку, вызвало ин терес. Живет в отдельном домике с женой и недавно роДившймся сыном. С радостью сообщает, что закупил центнер зерна, хочет разводить кур. Показывает огород, кусты •малины и смородины. В доме газ. А что в школе? Увы, молодой учитель по нимает: при наличии той материальной ба зы, которая ¿уществует здесь, обучить сов ременной химии он не может. В это же самое время жители Сузунско- го района, как только разговор заходит о школе, прежде всего спрашивают: «А вы были в химкабинете Верх-Сузунской сред ней школы?» Да, Верх-Сузунский химкабинет — один из тех, каким гордятся во всем районе. Может быть, здесь колхоз богаче? Или дру гое снабжение? Прежде всего здесь другое отношение к школе: хорошо понимают, что необходимо обеспечить материально-техни ческую базу обучения. Призывы учить эф фективно При наличии мела и тряпки похо жи на призывы к шахтеру повысить про изводительность труда, пользуясь только киркой. Сузунцы решили централизовать средства, сосредоточить в районо и посте пенно оснастить все школы самой совре менной техникой, самым современным обо рудованием. Началось целенаправленное, как говорит Олег Маркович Шепулин, заме ститель председателя Сузунского райиспол кома, «запитывание» школ всем необхо димым «Это был какой-то особый подъем,— рас сказывает Олег Маркович.— Царил дух со ревнования между школами. К учителю бы ло особое доверие: он сам разрабатывал эскизы'кабинета, исходя из задач Обучения своему предмету. Здесь он был хбзяином. Все, делалось так, чтобы он мог максималь но выявить не только свои способности, но и реализовать затем их в процессе обучения. Мы считали, что кабинеты должны своим оформлением погружать детей сра зу в атмосферу предмета. Если я вошел в кабинет истории и не оказался в мире Донского, Невского, маршала Жукова, зайем тогда создавать кабинеты? Да, мы платили по договорам преподава телям труда, которые в свое личное время оборудовали школьные кабинеты. Но главное, чего достиг наш район: созда ние школы в ее современном виде считает ся честью хозяйства. Здесь весь секрет ус пеха. Райком партии вел строжайший кон троль за всей этой „школьной эпопеей, на чиная с того, где будет строиться школа, и кончая качеством стендов предметных ка бинетов. Было решено на каждой централь ной усадьбе Иметь среднюю школу. Сейчас их 16. Практически снят вопрос вынужден ной миграции, населения из-за отсутствия школ». Один любопытный пример, говорящий о размахе и государственном подходе здесь к решению вопроса: в Зорино.была восьми летняя школа, в .Каргйполово ■»- началь ная. Кргда центральная усадьба была пе ренесена в Каргаполово, началось строи тельство школы На 320 мест, интерната на 80 учащихся, столовой и жилья для учите лей, В прекрасном новом доме со всеми коммунальными удобствами (с горячей во дой, в частности, чего и в Сузуне нет) из 16 квартир 12 были отданы учителям. Бывший секретарь парткома колхоза «Заветы Ильича» Валерий Алексеевич Пет- ляковский, теперь секретарь райкома КПСС, говорит, что успех был обусловлен очень важной психологической установкой: как бы нам ни было экономически тяжело, шко ла и дети от этого страдать не должны. Это очень хорошо понимали ушедшие на пенсию Михаил Маркович Орел из Бобров- ки, Евгений Андреевич Агарин из Верх-Су- зуна, это хорошо понимает Николай Федо рович Шишкин из колхоза имени Куйбы шева, который говорит, .что его хозяйство начинается со школы и что трудная исто рия, допустим, с Петей Ивановым в пятом классе обернется производственной ситуа цией в колхозе через шесть-семь лет. Социально-педагогический эксперимент, предпринятый в Сузунском районе, шел це ленаправленно в течение ряда лет. Меньше всего он походил на очередную шумную кампанию, Олег Маркович абсолютно прав, подчеркивая, что проблемы шкблы сегодня не могут быть решены в рамках самих школ. Однако опыт Сузунского района предста вляет интерес не только с точки зрения возможности и необходимости его внедре ния, он свидетельствует скорее о том. что быть нормой в существующих условиях не может. В Сузуне тепло говорят о Влади мире Ивановиче Исаеве — бывшем заведу ющем районо. При нем-то и возникла идея создания новых шкоЛ( их оборудования. Однако Исаев на первых порах столкнулся С такими препонами на пути преобразова ния школьного дела, что вынужден был очень часто идти обходными путями, где
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2