Сибирские огни, № 7 - 1983

емных экзаменах удовлетворительные оцен­ ки. А ведь среди второй половины «проваливающихся» есть немало таких, ко­ торые предъявляют аттестаты с оценками «4» и «5», есть и медалисты. Изучение- этого вопроса показывает, что реальные знания более чем у половины учащихся должны быть оценены на один, а то и на два балла ниже по сравнению с тем, что выставлено' в аттестатах. Прове­ денные проверочные работы знаний ребят, поступивших в средние ПТУ нашей области, показывают, что даже после двухнедельных Занятий по повторению пройденного до по­ ловины учащихся не в состоянии выполнить удовлетворительно письменные работы по физике, математике, русскому языку за 8-й класс. Такие факты заставляют критически отно­ ситься к отчетным данным, заставляют за­ думаться о необходимости выработать до­ статочно четкие и надежные критерии ра­ боты школ. Как недавно писал в «Правде» заместитель директора 244-й московской школы, оценка труда учителя остается од­ ной из сложнейших проблем, а «Критерии оценки деятельности общеобразовательной школы», принятые Министерством просве­ щения в апреле этого года, очень расплыв­ чаты и явно не срабатывают. Сложившаяся обстановка вынуждает мно­ гих руководителей школ по-прежнему прав­ дами и неправдами вытягивать из учителей недостающие до приличной цифры баллы. Сегодня еще рано говорить о том,- что с «процентоманией» уже покончено и что ни­ кого не побуждают завышать оценки. Руко­ водители школ этого пока не чувствуют. Более того: если среди опрошенных нами рядовых учителей определенно сказали о давлении, побуждающем завышать оценки •учащимся, 26 процентов, а 33 процента за­ труднялись ответить на этот вопрос, то опрос руководителей школ Новосибирской и Томской областей показал, что более 90 про­ центов из них определенно отмечают такое давление. Более 70 процентов из них счи­ тают, что качество знаний школьников, не­ смотря на рост формальных показателей, снизилось за последние 10 лет. Естественно предположить, что снижение качества знаний школьников есть следствие не одной причины-. Нам бы хотелось оста­ новиться на ряде причин, которые туго за­ вязаны в один узел. Попытка развязать этот узел, не учитывая всего комплекса причин, начиная от социальных и кончая психологическими, приводит к топтанию на месте. То и дело возникают «спасательные» кампании, которые дальше дискуссий, будо­ ражащих педагогическую общественность, не идут. Сошлемся на последний пример: в «Ли­ тературной газете» за 23 марта 1983 года опубликована статья «Школа возле речки», которая имеет подзаголовок «Почему не не хватает учителей?» Эта корреспонденция рассказывает о факультете будущего учи­ теля (ФБУ) при Тираспольском педагогиче­ ском институте. Назначение факультета — выявлять способных к педагогической де­ ятельности студентов. Слов нет, дело хоро­ шее, заслуживающее не только доброй оценки, но и повсеместного распростране­ ния. Однако отбор в вуз педагогически одаренных молодых людей авторы статьи делают центральным, словно не замечая, что есть ¿ругой тревожащий вопрос: по­ чему в педвузы не идет одаренная моло­ дежь? Почему способные студенты, любя­ щие свою профессию, нередко покидают школы? Почему с дипломом учителя сегод­ ня можно увидеть специалиста где угодно? Авторы статьи Георге Маларчук и Илья Фоняков полагают, что авторитет ФБУ, в значительной степени определен его само­ деятельным статусом. Причина не той жизнеспособности ФБУ, какой хоте­ лось бы его создателям, видится в том, что заведующие районо не отклика­ ются на просьбы ФБУ. «Если бы каждая сельская школа рекомендовала нам по од­ ному человеку в год, мы бы решили проб­ лему приема»,— говорили нам в институте. Необходимо сразу внести ясность: эта очередная акция не решает проблему учи­ тельских кадров, проблему престижа одной из самых древних и замечательных про­ фессий. Что же происходит с престижем этой профессии? Налицо явное падение. Соци­ альное бытие наше усложнилось. Жизнь идет стремительно вперед. Сегодня, когда и отдаленнейшее село быстро насыщается технической интеллигенцией, учителю тре­ буется больше усилий для того, чтобы со­ ответствовать своему назначению. К каче­ ствам личности учителя предъявляются вы­ сочайшие требования. Причем это не только профессиональные, но и личностные требо­ вания. Наличия образовательного багажа далеко не достаточно, чтобы не только стать «властителем дум», но даже просто сни­ скать уважение. _ «Раньше — что? — говорит Дмитрий Ива- ' нович Украинко, парторг колхоза имени Су­ ворова Кыштовского района.— Холщовую сумку повесил через плечо, кусок хлеба ту­ да сунул и — в школу. Что скажут- там те­ бе, то и ладно. Учитель — бог. Никто, кро­ ме него, в деревне ничего не знал. Нередко он был единственным грамотным челове­ ком. А сейчас — нет. Что же он должен знать, а главное — какой быть личностью, чтобы за собой повести?» А может быть, это вообще сегодня уто­ пия — владеть умами детей? Нет. директор Новосельской школы Купинского района Екатерина Андреевна Андрютина с этим не согласна. Она вспоминает молодую учи­ тельницу Лидию Михайловну Соколову, вы­ шедшую замуж и уехавшую из села: «За­ водила была. Жила детьми. Вела 10-й класс. Ребята взрослые, здоровые, а бегали за ней, как первоклассники». Или вспомним ту же Людмилу Дмитри­ евну Азарову из Усманки, которая отлично понимает, что надо «соответствовать вре-. мени». А как заволновалась Усманка, когда ее жители узнали, что в школу приехали две новые учительницы, обучающиеся заоч­ но на первом курсе в педагогическом инсти­ туте! «Не доверим вам детей!» А вот слова об учителе директора сов­ хоза «Карасукский»: «Я открыто сказал ди­ ректору школы, что некоторым учителям не доверил бы детей. Пугает в учителе зна­ ете что? Серость! Это самое страшное. На­ до соответствовать! Я все время вспоминаю одну белорусскую учительницу —•Ариадну Казей. О ней писали. Она сказала, что уй­ дет с работы, если однажды на уроке при- 0 Сибирские огни № 7 08

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2