Сибирские огни, № 7 - 1983
емных экзаменах удовлетворительные оцен ки. А ведь среди второй половины «проваливающихся» есть немало таких, ко торые предъявляют аттестаты с оценками «4» и «5», есть и медалисты. Изучение- этого вопроса показывает, что реальные знания более чем у половины учащихся должны быть оценены на один, а то и на два балла ниже по сравнению с тем, что выставлено' в аттестатах. Прове денные проверочные работы знаний ребят, поступивших в средние ПТУ нашей области, показывают, что даже после двухнедельных Занятий по повторению пройденного до по ловины учащихся не в состоянии выполнить удовлетворительно письменные работы по физике, математике, русскому языку за 8-й класс. Такие факты заставляют критически отно ситься к отчетным данным, заставляют за думаться о необходимости выработать до статочно четкие и надежные критерии ра боты школ. Как недавно писал в «Правде» заместитель директора 244-й московской школы, оценка труда учителя остается од ной из сложнейших проблем, а «Критерии оценки деятельности общеобразовательной школы», принятые Министерством просве щения в апреле этого года, очень расплыв чаты и явно не срабатывают. Сложившаяся обстановка вынуждает мно гих руководителей школ по-прежнему прав дами и неправдами вытягивать из учителей недостающие до приличной цифры баллы. Сегодня еще рано говорить о том,- что с «процентоманией» уже покончено и что ни кого не побуждают завышать оценки. Руко водители школ этого пока не чувствуют. Более того: если среди опрошенных нами рядовых учителей определенно сказали о давлении, побуждающем завышать оценки •учащимся, 26 процентов, а 33 процента за труднялись ответить на этот вопрос, то опрос руководителей школ Новосибирской и Томской областей показал, что более 90 про центов из них определенно отмечают такое давление. Более 70 процентов из них счи тают, что качество знаний школьников, не смотря на рост формальных показателей, снизилось за последние 10 лет. Естественно предположить, что снижение качества знаний школьников есть следствие не одной причины-. Нам бы хотелось оста новиться на ряде причин, которые туго за вязаны в один узел. Попытка развязать этот узел, не учитывая всего комплекса причин, начиная от социальных и кончая психологическими, приводит к топтанию на месте. То и дело возникают «спасательные» кампании, которые дальше дискуссий, будо ражащих педагогическую общественность, не идут. Сошлемся на последний пример: в «Ли тературной газете» за 23 марта 1983 года опубликована статья «Школа возле речки», которая имеет подзаголовок «Почему не не хватает учителей?» Эта корреспонденция рассказывает о факультете будущего учи теля (ФБУ) при Тираспольском педагогиче ском институте. Назначение факультета — выявлять способных к педагогической де ятельности студентов. Слов нет, дело хоро шее, заслуживающее не только доброй оценки, но и повсеместного распростране ния. Однако отбор в вуз педагогически одаренных молодых людей авторы статьи делают центральным, словно не замечая, что есть ¿ругой тревожащий вопрос: по чему в педвузы не идет одаренная моло дежь? Почему способные студенты, любя щие свою профессию, нередко покидают школы? Почему с дипломом учителя сегод ня можно увидеть специалиста где угодно? Авторы статьи Георге Маларчук и Илья Фоняков полагают, что авторитет ФБУ, в значительной степени определен его само деятельным статусом. Причина не той жизнеспособности ФБУ, какой хоте лось бы его создателям, видится в том, что заведующие районо не отклика ются на просьбы ФБУ. «Если бы каждая сельская школа рекомендовала нам по од ному человеку в год, мы бы решили проб лему приема»,— говорили нам в институте. Необходимо сразу внести ясность: эта очередная акция не решает проблему учи тельских кадров, проблему престижа одной из самых древних и замечательных про фессий. Что же происходит с престижем этой профессии? Налицо явное падение. Соци альное бытие наше усложнилось. Жизнь идет стремительно вперед. Сегодня, когда и отдаленнейшее село быстро насыщается технической интеллигенцией, учителю тре буется больше усилий для того, чтобы со ответствовать своему назначению. К каче ствам личности учителя предъявляются вы сочайшие требования. Причем это не только профессиональные, но и личностные требо вания. Наличия образовательного багажа далеко не достаточно, чтобы не только стать «властителем дум», но даже просто сни скать уважение. _ «Раньше — что? — говорит Дмитрий Ива- ' нович Украинко, парторг колхоза имени Су ворова Кыштовского района.— Холщовую сумку повесил через плечо, кусок хлеба ту да сунул и — в школу. Что скажут- там те бе, то и ладно. Учитель — бог. Никто, кро ме него, в деревне ничего не знал. Нередко он был единственным грамотным челове ком. А сейчас — нет. Что же он должен знать, а главное — какой быть личностью, чтобы за собой повести?» А может быть, это вообще сегодня уто пия — владеть умами детей? Нет. директор Новосельской школы Купинского района Екатерина Андреевна Андрютина с этим не согласна. Она вспоминает молодую учи тельницу Лидию Михайловну Соколову, вы шедшую замуж и уехавшую из села: «За водила была. Жила детьми. Вела 10-й класс. Ребята взрослые, здоровые, а бегали за ней, как первоклассники». Или вспомним ту же Людмилу Дмитри евну Азарову из Усманки, которая отлично понимает, что надо «соответствовать вре-. мени». А как заволновалась Усманка, когда ее жители узнали, что в школу приехали две новые учительницы, обучающиеся заоч но на первом курсе в педагогическом инсти туте! «Не доверим вам детей!» А вот слова об учителе директора сов хоза «Карасукский»: «Я открыто сказал ди ректору школы, что некоторым учителям не доверил бы детей. Пугает в учителе зна ете что? Серость! Это самое страшное. На до соответствовать! Я все время вспоминаю одну белорусскую учительницу —•Ариадну Казей. О ней писали. Она сказала, что уй дет с работы, если однажды на уроке при- 0 Сибирские огни № 7 08
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2