Сибирские огни, № 7 - 1983
не 72 учителя из европейских вузов. При чем от года до 5 лет работают 10 человек, от 5 до 10— 17 человек, от 10 до 20 — 32 человека. Есть о чем подумать! Есть необ ходимость поразмышлять над социальными, нравственными, педагогическими процесса ми, которые стоят за этими цифрами. В Кыштовском районе вам обязательно на зовут Валентину Константиновну Михайло ву, с медалью окончившую школу в Улья новской области, депутата областного Сове та трех созывов, делегата XV съезда ВЛКСМ. А в Большереченской средней шко ле будут рассказывать о Федуловой Тамаре Аркадьевне из Тулы. Развитие народного образования в Сузуне неотделимо от имени Петра Никаноровича Иванова, уроженца Ленинградской области. Начав свою работу в одном из сел Сузунского района, Петр Никанорович вернулся в свои родные края, но Сибирь манила, и снова — Сузунский район... Сколько их, прекрасных учителей, чье педагогическое мастерство сложилось в нелегких условиях сибирских сельских школ, чье гражданское, человеческое мужество должно быть осмыслено, должно войти от дельной страницей в историю сибирского края, который поднимается к новой жизни всем советским народом. В телевизионном^ многосерийном фильме «Твой сын, земля»,'поставленном Р. Чхеид зе, есть эпизод, на который критики и ре цензенты не обратили внимания. Главный герой фильма, секретарь -райкома Георгий Торели, на пути в Тбилиси подсаживает в машину молодого человека со связкой книг. Юноша, голосовавший на дороге, оказался учителем, сбежавшим из' сельской школы. Что его толкнуло на этот шаг? Ему, как выясняется, открылась на селе непригляд ная картина: допотопное здание школы с протекающей крышей, полное отсутствие внимания со стороны того же секретаря райкома, который успел вникнуть в деятель ность фермы, больницы, электростанции, но словно забыл о школе. Мне доводилось вести беседы с Резо Чхе идзе: большой друг нашего города, Грузин ский режиссер рассказывал, что этого эпи зода в сценарии не было, его подсказала жизнь: подобный случай действительно произошел непосредственно в период съе мок. Вставив его в фильм, режиссер отнюдь не стремился преуменьшить меру социаль ной ответственности молодого учителя, по кинувшего своих воспитанников, однако он понуждает нас задуматься о месте школы в сложнейших общественных процессах, о роли учитеЛя в духовной жизни современ ного общества. А теперь соотнесем искусство с жизнью: вернемся в село Орловка Купинского райо на. Председатель колхоза Виктор Николае вич Эдель шел к своему теперешнему посту сложным, путем. Достаточно сказать, что помимо сельскохозяйственного образования, он имеет профессию режиссера народных театров. Когда-то помышлял и о педагоги ческой профессии. Любил технику, мечтал водить машину, работал механиком по тру доемким процессам. И вот — стал председа телем колхоза. Не сразу дал согласие, не сразу решился, понимая, что с момента вы боров становится ответственным за свое село. Ждал совета, помощи. До сих пор с удивлением рассказывает о встрече с секре тарем обкома КПСС. С удивлением потому, что совсем не этого совета ждал от секре таря. «Ну, значит, жду всяких там напутст вий, а он вдруг говорит: «Если хочешь, что бы в деревне у тебя было все нормально, первым твоим другом должен стать дирек тор школы. Больше тебе говорить ничего не буду. Нечего говорить. Если не поймешь, что все идет от школы, запутаешься в де лах». В Купинском районе по сей день вспоми нают, как в первый же свой приезд секре тарь обкома решил объехать школы. Поче му не колхозы, не совхозы? Почему школы? По состоянию школ, по уровню их работы, по самочувствию учителей он определил, образно говоря, температуру жизни всего района. # * * Да, все вопросы школьной жизни, фоку сирующие в себе социальное бытие села, так или иначе связаны с фигурой учителя, с его местом, с его престижем в обществе. Об этом — наша последняя глава размыш лений, основу которой составляют данные социологии школы, беседы с учителями, хо зяйственниками, партийными, советскими работниками. Мозаика суждений, подкреп ленная научным анализом, должна дать возможность сформулировать ряд конкрет- ‘ных предложений по проблеме: учитель — школа — жизнь. Мы надеемся, что читатель примет участие в обсуждении как самой проблемы, так и наших предложений. Исходным в наших рассуждениях являет ся тезис о том, что вопрос о школе всегда был и остается вопросом о нашем движении вперед, как это сказано в приветствии ЦК партии, Совета Министров и Президиума Верховного Совета СССР Всесоюзному съезду учителей. Поставленная XXVI съез дом КПСС перед советской школой зада ча — повысить качество всей учебно-воспи тательной работы, улучшить трудовую под готовку школьников — носит комплексный характер. Она предполагает, во-первых, дальнейшее совершенствование содержания образования, совершенствование программ, планов, учебников, методов и форм учебно- воспитательной работы; во-вторых,— укреп ление материальной базы школы, вооруже ние учителей современными техническими средствами; и, наконец, в-третьих,— даль нейшее улучшение качественного состава педагогических кадров. Последнее следует подчеркнуть, ибо самые лучшие программы и учебники, прекрасные школьные здания и современные технические средства не дадут ожидаемого эффекта без всесторонне раз витого, умного, интеллигентного, любящего свою профессию и детей учителя. Иначе го воря, создание комплекса условий, необхо димых для дальнейшего повышения эффек тивности и качества труда педагогических кадров, их общей культуры и профессио нального мастерства,— ключевая проблема народного образования. Высокие показатели успеваемости школь ников не должны создавать впечатления благополучия. Проверка жизнью выявляет у значительной части наших питомцев не достаток и знаний, и нравственной стойко сти. Недаром ежегодно лишь около полови ны поступающих в вузы получают на при-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2