Сибирские огни, № 7 - 1983

не 72 учителя из европейских вузов. При­ чем от года до 5 лет работают 10 человек, от 5 до 10— 17 человек, от 10 до 20 — 32 человека. Есть о чем подумать! Есть необ­ ходимость поразмышлять над социальными, нравственными, педагогическими процесса­ ми, которые стоят за этими цифрами. В Кыштовском районе вам обязательно на­ зовут Валентину Константиновну Михайло­ ву, с медалью окончившую школу в Улья­ новской области, депутата областного Сове­ та трех созывов, делегата XV съезда ВЛКСМ. А в Большереченской средней шко­ ле будут рассказывать о Федуловой Тамаре Аркадьевне из Тулы. Развитие народного образования в Сузуне неотделимо от имени Петра Никаноровича Иванова, уроженца Ленинградской области. Начав свою работу в одном из сел Сузунского района, Петр Никанорович вернулся в свои родные края, но Сибирь манила, и снова — Сузунский район... Сколько их, прекрасных учителей, чье педагогическое мастерство сложилось в нелегких условиях сибирских сельских школ, чье гражданское, человеческое мужество должно быть осмыслено, должно войти от­ дельной страницей в историю сибирского края, который поднимается к новой жизни всем советским народом. В телевизионном^ многосерийном фильме «Твой сын, земля»,'поставленном Р. Чхеид­ зе, есть эпизод, на который критики и ре­ цензенты не обратили внимания. Главный герой фильма, секретарь -райкома Георгий Торели, на пути в Тбилиси подсаживает в машину молодого человека со связкой книг. Юноша, голосовавший на дороге, оказался учителем, сбежавшим из' сельской школы. Что его толкнуло на этот шаг? Ему, как выясняется, открылась на селе непригляд­ ная картина: допотопное здание школы с протекающей крышей, полное отсутствие внимания со стороны того же секретаря райкома, который успел вникнуть в деятель­ ность фермы, больницы, электростанции, но словно забыл о школе. Мне доводилось вести беседы с Резо Чхе­ идзе: большой друг нашего города, Грузин­ ский режиссер рассказывал, что этого эпи­ зода в сценарии не было, его подсказала жизнь: подобный случай действительно произошел непосредственно в период съе­ мок. Вставив его в фильм, режиссер отнюдь не стремился преуменьшить меру социаль­ ной ответственности молодого учителя, по­ кинувшего своих воспитанников, однако он понуждает нас задуматься о месте школы в сложнейших общественных процессах, о роли учитеЛя в духовной жизни современ­ ного общества. А теперь соотнесем искусство с жизнью: вернемся в село Орловка Купинского райо­ на. Председатель колхоза Виктор Николае­ вич Эдель шел к своему теперешнему посту сложным, путем. Достаточно сказать, что помимо сельскохозяйственного образования, он имеет профессию режиссера народных театров. Когда-то помышлял и о педагоги­ ческой профессии. Любил технику, мечтал водить машину, работал механиком по тру­ доемким процессам. И вот — стал председа­ телем колхоза. Не сразу дал согласие, не сразу решился, понимая, что с момента вы­ боров становится ответственным за свое село. Ждал совета, помощи. До сих пор с удивлением рассказывает о встрече с секре­ тарем обкома КПСС. С удивлением потому, что совсем не этого совета ждал от секре­ таря. «Ну, значит, жду всяких там напутст­ вий, а он вдруг говорит: «Если хочешь, что­ бы в деревне у тебя было все нормально, первым твоим другом должен стать дирек­ тор школы. Больше тебе говорить ничего не буду. Нечего говорить. Если не поймешь, что все идет от школы, запутаешься в де­ лах». В Купинском районе по сей день вспоми­ нают, как в первый же свой приезд секре­ тарь обкома решил объехать школы. Поче­ му не колхозы, не совхозы? Почему школы? По состоянию школ, по уровню их работы, по самочувствию учителей он определил, образно говоря, температуру жизни всего района. # * * Да, все вопросы школьной жизни, фоку­ сирующие в себе социальное бытие села, так или иначе связаны с фигурой учителя, с его местом, с его престижем в обществе. Об этом — наша последняя глава размыш­ лений, основу которой составляют данные социологии школы, беседы с учителями, хо­ зяйственниками, партийными, советскими работниками. Мозаика суждений, подкреп­ ленная научным анализом, должна дать возможность сформулировать ряд конкрет- ‘ных предложений по проблеме: учитель — школа — жизнь. Мы надеемся, что читатель примет участие в обсуждении как самой проблемы, так и наших предложений. Исходным в наших рассуждениях являет­ ся тезис о том, что вопрос о школе всегда был и остается вопросом о нашем движении вперед, как это сказано в приветствии ЦК партии, Совета Министров и Президиума Верховного Совета СССР Всесоюзному съезду учителей. Поставленная XXVI съез­ дом КПСС перед советской школой зада­ ча — повысить качество всей учебно-воспи­ тательной работы, улучшить трудовую под­ готовку школьников — носит комплексный характер. Она предполагает, во-первых, дальнейшее совершенствование содержания образования, совершенствование программ, планов, учебников, методов и форм учебно- воспитательной работы; во-вторых,— укреп­ ление материальной базы школы, вооруже­ ние учителей современными техническими средствами; и, наконец, в-третьих,— даль­ нейшее улучшение качественного состава педагогических кадров. Последнее следует подчеркнуть, ибо самые лучшие программы и учебники, прекрасные школьные здания и современные технические средства не дадут ожидаемого эффекта без всесторонне раз­ витого, умного, интеллигентного, любящего свою профессию и детей учителя. Иначе го­ воря, создание комплекса условий, необхо­ димых для дальнейшего повышения эффек­ тивности и качества труда педагогических кадров, их общей культуры и профессио­ нального мастерства,— ключевая проблема народного образования. Высокие показатели успеваемости школь­ ников не должны создавать впечатления благополучия. Проверка жизнью выявляет у значительной части наших питомцев не­ достаток и знаний, и нравственной стойко­ сти. Недаром ежегодно лишь около полови­ ны поступающих в вузы получают на при-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2