Сибирские огни, № 7 - 1983
стабилизировать население, • а значит, епо- собствовалб бы притоку в экономику све жих молодых сил. В контексте разговора, который мы ведем в этой главе, существен но коснуться именно тех учителей, которые, приехав в Сибирь, обрели новое, сибирское, гражданство. Мы много пишем и говорим о рабочих, ученых, приехавших по своей инициативе в Сибирь и оставшихся в ней до конца сво ей жизни. Но ведь таких немало и среди учительства. Йх ежедневный труд в школе по воспитанию подрастающего человека — весомый вклад в освоение богатств Сибири. Кто они, эти люди? Мотивы, которыми они руководствовались, оседая в Сйбйрй, не менее романтичны и благородны, чем мо тивы тех, кто закладывал гордость сибир ской и отечественной науки — Сибирское отделение Академии наук СССР. Больше того: они делали Одно общее дело. Долг нашей общественности, педагогической в особенности, изучить не только опыт этих людей, а создать кнйгй Об этих людях. Рассказать о том, как сложились их судь бы. Отыскать в этих учительских биогра фиях то общее, закономерное, что ставит этих учителей в один ряд с теми, кто доб ровольно покинул обжитые дома в европей ской части и отдал жизнь свою делу воспи тания сибирского характера. Мне довелось видеть волнующую карти ну на учительском совещании в Маслянин- ском районе. Получала награду Анна Ва сильевна Бочкарева — выпускница Воро нежского йедагогического института, заслу женная учительница РСФСР, Проработав шая 6 Сибири 25 лет. Сибирь стала для нее родным домом, и она не жалеет сил, чтобы дом этот был полной чашей. Второй десяток лет работает в Сузуй- Оком районе учительница Лариса Моисеев на Гальченко, окончившая Краснодарский университет. Причем приехала сюда, как принято говорить,'по доброй воле. Хотела обрести самостоятельность, была уверена в том, что именно Сибирь даст ей силы на жизнь. Но так получилОсь, Что, пожив не которое время в Сибири, она попадает в больницу. Долгое время проводит в ней, но не уезжает. Ее наставником, другом на всю жизнь становится замечательная учительни ца Шипуновской средней школы Александ ра Александровна Ряшёнцева, заслуженная учительница РСФСР. Дом супругов Гальченко в Верх-Сузуне не отличается от других домов особенным богатством, но вйден издалека: Вокруг — необычные для Сибири кусты и деревья, ко торые Лариса Моисеевна с мужем привезли из Краснодара. «Вот подумают, наверное, о нас: чудакй... Люди покупки везут Из от пуска, а мы — саженцы». На что сетует Лариса Моисеевна Галь ченко? «Еели бы работа завуча, сопряжен ная с таким количеством бумаг, не отнима ла столь Много времени, я бы больше могла дать детям. Мечтаю о литературном клубе. Вбт только бы развязаться с ненужными делами». В Карасукском районе вот уже десять лет учительствует Людмила Андреёвна Ло банова, окончившая Орловский педагоги ческий институт. Сейчас она Гордо назы ваем себя сибирячкой. ПМбМу же поехала в Сибирь? «Сама взяла сюда направление,— отвеча ет она.--Что поразило? Конечно, просторы. Очень непривычно. Едешь, едешь, кажется, конца нет. Видимо, пространство тоже ока зывает влияние на характер. А еще порази ла черта в людях — открытость и простота. Да, простота. Сибирский характер — это, по-моему, открытость людям». Людмила Андреевна сейчас — инспектор районо, но никак не Может привыкнуть к новой работе, ибо не мыслит жизни вне школы: «Я не знаю, как это можно сделать, но если мы хотим выполнять не только функцию контролеров, но и воспитателей учителей, нам надо всем самим работать в школе. Приобщиться к новому в методи ке, дидактике можно только через собст венную практику. Очень боюсь, что отстану. Невыносимо скучаю о детях». С чем связаны лучшие годы ее жизни? С сибирским селом Белое. Она не ждала, приехав в Сибирь^ манны с неба, не ждала благоустроенной квартиры, оборудованных кабинетов, а, засучив рукава, создавала тот кабинет, который и по сей день считается лучшим в Карасукском районе. Это широко известный учителям кабинет с программи рованным управлением. Все начиналось с груды неотесанных досок, которые тоже трудно было достать: «Проводка у нас под полом, но мы не сорвали ни одной полови цы. Я могла вести урок сидя, хотя, конечно, никогда не усижу. Нажимаю кнопки. Раз движные доски — это не просто техническое новшество. Техника й школе заставляет учителя пересмотреть весь свой прежний дидактический материал. Понимаете, каби нет с программированным управлением не только экономит учительские силы, он де лает твою педагогическую деятельность со всем другой. Меняется характер отношения учителя с учеником и учебным материалом. "Возникает новый тип взаимодействия этих трех величин». Людмила Андреевна Лобанова «прираста ла» к Сибир;; через свою деятельность. Пре образующую, добавим, деятельность. Она обретала сибирский характер через общение с сибирскими детьми. Вот как говорит об этом сама учительни ца: «Вначале мне советовали: не следует вступать с детьми в разговоры на уроках, а то могут урок сорвать. Как же плохо мы знаем, своих детей! Я взяла классное руко водство в четвертом классе и постепенно с ними взрослела и выросла сама. Разве я за буду наши походы?.. А в старших классах мы уходили в походы на мотоциклах, да-да. на мотоциклах. Ночевали под береза ми... Многие наши досуги у костров записы вали на магнитофонную пленку. Собрались на выпускной вечер, включили пленку — нам и танцев не надо было: Нас объединили воспоминания. Самые дорогие. Я была счастлива с детьми. Единственно, от чего страдала, так это от сомнений: могу ли я, математик с высшим образованием, провести беседу о музыке на хорошем со временном уровне, какой сегодня нужен де тям? Если честно, то нет. Так что не об од ной зарплате учителей надо вести речь. И 200 рублей в месяц учителя не спасут. Его спасти может только высокая культура. И нужно сделать все, чтобы этой культурой он обладал». Сегодня в одном только Купинском райо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2