Сибирские огни, № 7 - 1983

их прИ'Эбшёняи к ' боба+стбам Мййбйб'й циви­ лизации Служит руёский язык, естественно воН:ёдшйй в жизнь миллионов люйей любой национальности». Мы убеждены в том. что опыт Азаровой (а он не единичен в нашей области) заслу­ живает самого пристального изучения, серьезного научного осмысления. Межнациональное Общение в условиях Сибири должно стать предметом глубокого научного изучения, и вместе с тем перед на­ ми стоит важнейшая задача, выдвйнуВая в докладе Ю. В. Андропова: «Искать новые отвечающие, сегодняшним требованиям ме­ тоды и формы работы, позволяющие сде­ лать еще более плодотворным взаимное обо­ гащение культур, открыть всём людям ещё более широкий доступ ко всему лучшему, что дает культура каждого из наших наро­ дов». Характерны высказывания о русской учи­ тельнице ёе коллег-татар: «Людмила Дмитриевна — наша опора и поддержка. Мы не мыслим себе школы без нее»,— Это говорит Азайдулина Мухтарина Фуатовна. Как относится Мухтарина Фуа­ товна к тому, Что в Татарской шкблё пре­ подавание всех Предметов ведется на рус­ ском языке? — «Прекрасно. Надо учитывать окружение. Областной центр — Ново­ сибирск. Ребята не будут теперь глаза та­ ращить. Раньше было в тётрадях пО рус­ скому больше красного, чем фиолетового. Такова была безграмотность. А сейчас — посмотрите на уроки ЛюдмиЛы Дмитриев­ ны...» А вот суждения об Азаровой четы Май- люковых — Галии Мухамедовны и Азата Сайтуловича. Галия Мухамедовна еще помнит то время, когда была большая нужда. «В школу ходила еще и потому; что учитель нас подкармливая. Постоянно на мучениях жила. Без грамоты осталась. Хо­ чу* чтобы в Усманке было хорошо моим дё- тям, Усманку не бросим никогда. Я точно скажу: никуда отсюда не поёду и детей не отпущу. Чтобы в деревне было хорошо, на­ до прежде всегб учителям создать хорошие условия. Им ведь трудно. Учителям нашим ясли надо, есть ведь и приезжие^ а то Люд­ миле Дмитриевне всюду за собой приходит­ ся таскать ребенка. Директора школы надо обязательно поставить русского (пока Люд­ мила Дмитриевна исполняет обязанности директора), вот такую, как наша Дмитри­ евна, потому как у нее ни свата здесь;' ни брата. Все будет равняться под одно... И потом... Дмитриевна нас хорошо пони­ мает». А что думает о селе, где ей выпало рабо­ тать, русская учительница? «Усманка — это уже мой дом, здесь — моя школа, мои друзья — татары. Мое сёло.» «...ПРИРАСТАТЬ БУДЕТ СИБИРЬЮ » Любое повествование о Сибири начинает­ ся обычно с перечисления её богатств. Это понятно: возможности, мбТуществй этого края еще не исследованы Дб конца, и пб- следующим поколениям предстоят и новые открытия, и новые удивительные свершения. В Сибири сосредоточено три четверти Ро- тенциаяьных тоштйно-эяергётических ре- суребр стравы, огромны1запасы минералы; ного сырья и леса, уникальные водные ре^ сурсы. Но самое великое богатство — это лю­ ди-сибиряки, которые вовлекают природные богатства Сибири в хозяйственный оборот страны. Освоение сибирских сокровищ про­ исходит в трудных условиях: от человека здесь сегодня требуются не только физиче­ ские и моральные силы, отвага и дерзание, как во времена Ермака и Дежнева, но и вооруженность научными знаниями, творче­ ские способности, умение заглянуть в пер­ спективу, трезво оценить последствия своих деяний. Состоявшиеся в ноябре 1982 года Пле­ нум ПК КПСС, сессия Верховного Совёта СССР обозначили те рубежи, которые нам предстоит взять в 11-й пятилетке. И успех будет Во Многом решаться благодаря опе­ режающим темпам развития народного хо­ зяйства Сибири. Именно Такой рывок по­ зволит обеспечить весь прирост топливных ресурсов страны, внести особо значитель­ ный вклад в производство электроэнергии, нефтехимической продукции, в заготовку древесины, в добычу минерального сырья. Естественно, новые условия производст­ ва требуют и качественно нового тружени­ ка. Эта задача тесно связана с совершенст­ вованием школы, всей системы обучения и коммунистического воспитания молодежи. Наш областной комитет партии привлек к этой проблеме внимание ученых, наметил конкретные меры. Собственно, ученые СО АН СССР всегда принимали активное уча­ стие в совершенствовании школьных прог­ рамм, учебников, пособий, в повышении квалификации сельских учителей, но сегод­ ня нам необходимы кардинальные меры со­ вершенствования учебнЬ-воспнтательно- го процесса в целом: Сибирь по уровню об­ разованности населения еще отстает от средних показателей в РСФСР, да и в не­ которых других республиках. Данная ситуация объясняется прежде всего давно сложившимися диспропорция­ ми в системе подготовки . педагогических кадров в вузах страны. Воспроизводство учительских кадров даже внутри сибирско­ го региона непропорционально численности населения краев и областей. В 1980 году, например, выпуск учителей из пединститу­ тов и университетов для работы в школах в расчете на 10 тысяч населения оказался в Новосибирской и Кемеровской областях в 2 раза меньше, чем в Омской, Иркутской областях, Алтайском крае, в Бурятской АССР, и почти втрое меньше, чем в Том­ ской области. При этом следует учитывать что Новосибирский университет, в силу сво­ ей специфики, на школу практически не ра­ ботает, отдавая выпускников в научно-ис­ следовательскую сферу. Проблема обеспечения школ учителями может эффективно решаться за счёт подго­ товки кадров в каждом регионе. По край­ ней мере это положение справедливо по от­ ношению к Сибири. Новосибирский педагогический инсти­ тут __ один из крупнейших педвузов за- Уралом, Он располагает необходимой учёб- но-материальной базой, однако выпуски ближайших лет не смогут восполнить не­ хватку педагогов в своем регионе. Очень хотелогь бы, чтобы школы Сибири стали лучшими в стране— это помогло бы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2