Сибирские огни, № 7 - 1983
их прИ'Эбшёняи к ' боба+стбам Мййбйб'й циви лизации Служит руёский язык, естественно воН:ёдшйй в жизнь миллионов люйей любой национальности». Мы убеждены в том. что опыт Азаровой (а он не единичен в нашей области) заслу живает самого пристального изучения, серьезного научного осмысления. Межнациональное Общение в условиях Сибири должно стать предметом глубокого научного изучения, и вместе с тем перед на ми стоит важнейшая задача, выдвйнуВая в докладе Ю. В. Андропова: «Искать новые отвечающие, сегодняшним требованиям ме тоды и формы работы, позволяющие сде лать еще более плодотворным взаимное обо гащение культур, открыть всём людям ещё более широкий доступ ко всему лучшему, что дает культура каждого из наших наро дов». Характерны высказывания о русской учи тельнице ёе коллег-татар: «Людмила Дмитриевна — наша опора и поддержка. Мы не мыслим себе школы без нее»,— Это говорит Азайдулина Мухтарина Фуатовна. Как относится Мухтарина Фуа товна к тому, Что в Татарской шкблё пре подавание всех Предметов ведется на рус ском языке? — «Прекрасно. Надо учитывать окружение. Областной центр — Ново сибирск. Ребята не будут теперь глаза та ращить. Раньше было в тётрадях пО рус скому больше красного, чем фиолетового. Такова была безграмотность. А сейчас — посмотрите на уроки ЛюдмиЛы Дмитриев ны...» А вот суждения об Азаровой четы Май- люковых — Галии Мухамедовны и Азата Сайтуловича. Галия Мухамедовна еще помнит то время, когда была большая нужда. «В школу ходила еще и потому; что учитель нас подкармливая. Постоянно на мучениях жила. Без грамоты осталась. Хо чу* чтобы в Усманке было хорошо моим дё- тям, Усманку не бросим никогда. Я точно скажу: никуда отсюда не поёду и детей не отпущу. Чтобы в деревне было хорошо, на до прежде всегб учителям создать хорошие условия. Им ведь трудно. Учителям нашим ясли надо, есть ведь и приезжие^ а то Люд миле Дмитриевне всюду за собой приходит ся таскать ребенка. Директора школы надо обязательно поставить русского (пока Люд мила Дмитриевна исполняет обязанности директора), вот такую, как наша Дмитри евна, потому как у нее ни свата здесь;' ни брата. Все будет равняться под одно... И потом... Дмитриевна нас хорошо пони мает». А что думает о селе, где ей выпало рабо тать, русская учительница? «Усманка — это уже мой дом, здесь — моя школа, мои друзья — татары. Мое сёло.» «...ПРИРАСТАТЬ БУДЕТ СИБИРЬЮ » Любое повествование о Сибири начинает ся обычно с перечисления её богатств. Это понятно: возможности, мбТуществй этого края еще не исследованы Дб конца, и пб- следующим поколениям предстоят и новые открытия, и новые удивительные свершения. В Сибири сосредоточено три четверти Ро- тенциаяьных тоштйно-эяергётических ре- суребр стравы, огромны1запасы минералы; ного сырья и леса, уникальные водные ре^ сурсы. Но самое великое богатство — это лю ди-сибиряки, которые вовлекают природные богатства Сибири в хозяйственный оборот страны. Освоение сибирских сокровищ про исходит в трудных условиях: от человека здесь сегодня требуются не только физиче ские и моральные силы, отвага и дерзание, как во времена Ермака и Дежнева, но и вооруженность научными знаниями, творче ские способности, умение заглянуть в пер спективу, трезво оценить последствия своих деяний. Состоявшиеся в ноябре 1982 года Пле нум ПК КПСС, сессия Верховного Совёта СССР обозначили те рубежи, которые нам предстоит взять в 11-й пятилетке. И успех будет Во Многом решаться благодаря опе режающим темпам развития народного хо зяйства Сибири. Именно Такой рывок по зволит обеспечить весь прирост топливных ресурсов страны, внести особо значитель ный вклад в производство электроэнергии, нефтехимической продукции, в заготовку древесины, в добычу минерального сырья. Естественно, новые условия производст ва требуют и качественно нового тружени ка. Эта задача тесно связана с совершенст вованием школы, всей системы обучения и коммунистического воспитания молодежи. Наш областной комитет партии привлек к этой проблеме внимание ученых, наметил конкретные меры. Собственно, ученые СО АН СССР всегда принимали активное уча стие в совершенствовании школьных прог рамм, учебников, пособий, в повышении квалификации сельских учителей, но сегод ня нам необходимы кардинальные меры со вершенствования учебнЬ-воспнтательно- го процесса в целом: Сибирь по уровню об разованности населения еще отстает от средних показателей в РСФСР, да и в не которых других республиках. Данная ситуация объясняется прежде всего давно сложившимися диспропорция ми в системе подготовки . педагогических кадров в вузах страны. Воспроизводство учительских кадров даже внутри сибирско го региона непропорционально численности населения краев и областей. В 1980 году, например, выпуск учителей из пединститу тов и университетов для работы в школах в расчете на 10 тысяч населения оказался в Новосибирской и Кемеровской областях в 2 раза меньше, чем в Омской, Иркутской областях, Алтайском крае, в Бурятской АССР, и почти втрое меньше, чем в Том ской области. При этом следует учитывать что Новосибирский университет, в силу сво ей специфики, на школу практически не ра ботает, отдавая выпускников в научно-ис следовательскую сферу. Проблема обеспечения школ учителями может эффективно решаться за счёт подго товки кадров в каждом регионе. По край ней мере это положение справедливо по от ношению к Сибири. Новосибирский педагогический инсти тут __ один из крупнейших педвузов за- Уралом, Он располагает необходимой учёб- но-материальной базой, однако выпуски ближайших лет не смогут восполнить не хватку педагогов в своем регионе. Очень хотелогь бы, чтобы школы Сибири стали лучшими в стране— это помогло бы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2