Сибирские огни, № 7 - 1983

херить практикам нринцййизШго ‘ йбвые. неожиданные н даже, может быть на пер­ вый взгляд, «одержимые», но, в конечном счете, очень полезные решения. Например, объективная и необходимая тенденция ук­ рупнения и концентрации школы может, вопреки привычным представлениям, осуще­ ствляться без концентрации детей под од­ ной большой крышей. При современных средствах связи и транспорта вполне ре­ ально и оправданно организационно-адми­ нистративное объединение в единое целое нескольких мелких школ, расположенных в радиусе до 15—30 км друг от друга вокруг наиболее крупной в данном «микрорайоне» средней школы. При этом может оказаться во многих случаях вполне приемлемым и рациональ­ ным организовать вместо подвоза детей подвоз преподавателей. Можно подумать и о подобном организа­ ционно-административном объединении до­ статочно плотно сгруппированных неболь­ ших городских школ. В таком случае Учеб­ но-производственные комбинаты, детские внешкольные учреждения, расположенные в данном микрорайоне, надо превратить в звенья единого учебно-воспитательного ком­ плекса, возглавляемого, скажем, генераль­ ным директором. Тут, по-видимому, много днекуссионного. неясного, но очевидно одно: укрупнение и концентрация школы как в городе, так и в деревне будет способствовать соединению производительного труда с обучением, ин­ теграции, школы с производством, учрежде­ ниями образования и культуры, а в конеч­ ном счете, созданию лучших условий для всестороннего и гармоничного развития школьников. Таким образом, рассматриваемую нами проблему рациональнее всего решать с двух позиций: е одной стороны — безусловное со­ хранение малых школ, где это диктуется конкретными условиями деревень и посел­ ков, с другой — смелое укрупнение и кон­ центрация небольших школьных коллекти­ вов под единым руководством. «ПИШЕМ НОВУЮ ИСТОРИЮ» Это заголовок статьи Караеукекой газе­ ты «Сельская новь» от 30 декабря 1982 го­ да. В день рождения СССР на страницах районной газеты с большой статьей высту­ пил старейший учитель Карасартовской средней школы Кулманов. Кабдену Сызды- ковичу 61 год. Ветеран войны и труда, он преподает казахский язык в школе. Име­ ющей интересную историю, как впрочем, и само еело. Караеартовская средняя школа представ­ ляет для нас особый интерес по многим соображениям. Во-первых, здесь все­ гда правильно решались вопросы всеобуча. Во-вторых, это одна из редких школ, где из 1? учителей только 4 женщи­ ны. Остальные -— мужчины. Причем троим из них едва за 30 лет — это молодые лю­ ди, избравшие профессию учителя тогда, когда престиж профессии учителя уже на­ чал падать. В-третьих, в школе возникают процессы, имеющие, на наш взгляд, прин­ ципиальное значение. С них и начнем. Бытует неправильное суждение, что для 'Сибири проблемы национальных и межна­ циональных связей неактуальны. А если идет разговор о национальных школах, он, как правило, касается коренных народно­ стей Алтая, Бурятии, Якутии, Хакасии. Д а­ же такой солидный труд, как «Школа Сиби­ ри за 60 лет Советской власти», изданный в 1982 году, не идет дальше традиционного рассмотрения межнациональных связей в народном образовании, а они, как показы­ вают наблюдения, представляют собой чрезвычайно важное явление как с идеоло­ гической, так и собственно педагогической точки зрения. Надо учесть актуальность тенденции, о которой говорил Генераль­ ный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов в докладе о 60-летии образования СССР: «В результате естественной миграции насе­ ления еще более многонациональной ста­ новится каждая наша республика, а в той или иной мере каждая область, каждый го­ род». Да, только на территории Новосибирской области проживает более 75 национально­ стей и народностей. Ленинская националь­ ная политика дала возможность народам, проживающим в Сибири, сохранить свое национальное Своеобразие; нивелирования и ассимиляции, которые, казалось бы, естест­ венны были при численном соотношении русских и других народов, не произошло. Покинем на время Карасарт и обратимся к статистике Кыштовского района — отда­ леннейшего района Новосибирской области. Русских здесь 20000, татар — 1049, чува­ шей —- 336, эстонцев —•300. Все они сумели сохранить свое национальное своеобразие. В Кыштовском районе вам назовут и пока­ жут два типично чувашских села — Нико- лаевку и Покровку, поселок Тынгиза, где живут поляки, эстонский поселок и, конеч­ но, татарское село Усманка, о котором пой­ дет отдельный разговор. В Купинском районе вас обязательно свозят в немецкое еело Орловка и познакомят с интересней­ шим человеком, живой историей становле­ ния колхозной жизни, с одним из создате­ лей колхоза Георгием Ивановичем Эделем. История возникновения каждого нацио­ нального поселения интересна сама по се­ бе, но процессы транскультурных связей, процессы межнационального общения в ус­ ловиях Сибири на ниве образования, к со­ жалению, еще не были предметом серьезно­ го изучения, хотя эти же процессы блестя­ ще изучены на уровне фольклора доцентом Новосибирского педагогического института М. Н. Мельниковым. В самом деле: разве не интересно знать, что барабинские татары сохранили в своем репертуаре песни, которые отражают друж­ бу русских и татарских народов? До сих пор жива песня, в которой татары отказы­ ваются идти к Кучуму воевать против Ер­ мака. Они говорят хану: «Бараба» (что оз­ начает «потом придем), и не приходят. В земледельческих районах Новосибир­ ской области обнаружен фольклор, в кото­ ром теснейшим образом переплетаются на­ циональные традиции мордвы, чувашей, бе­ лорусов, украинцев. Не случайно выдвинута гипотеза о том, что фольклор Сибири —- это фольклор восточно-славянской общности, так велик вклад других народов в фольклор Сибири. Примеры межнационального обшеиия по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2