Сибирские огни, № 7 - 1983
херить практикам нринцййизШго ‘ йбвые. неожиданные н даже, может быть на пер вый взгляд, «одержимые», но, в конечном счете, очень полезные решения. Например, объективная и необходимая тенденция ук рупнения и концентрации школы может, вопреки привычным представлениям, осуще ствляться без концентрации детей под од ной большой крышей. При современных средствах связи и транспорта вполне ре ально и оправданно организационно-адми нистративное объединение в единое целое нескольких мелких школ, расположенных в радиусе до 15—30 км друг от друга вокруг наиболее крупной в данном «микрорайоне» средней школы. При этом может оказаться во многих случаях вполне приемлемым и рациональ ным организовать вместо подвоза детей подвоз преподавателей. Можно подумать и о подобном организа ционно-административном объединении до статочно плотно сгруппированных неболь ших городских школ. В таком случае Учеб но-производственные комбинаты, детские внешкольные учреждения, расположенные в данном микрорайоне, надо превратить в звенья единого учебно-воспитательного ком плекса, возглавляемого, скажем, генераль ным директором. Тут, по-видимому, много днекуссионного. неясного, но очевидно одно: укрупнение и концентрация школы как в городе, так и в деревне будет способствовать соединению производительного труда с обучением, ин теграции, школы с производством, учрежде ниями образования и культуры, а в конеч ном счете, созданию лучших условий для всестороннего и гармоничного развития школьников. Таким образом, рассматриваемую нами проблему рациональнее всего решать с двух позиций: е одной стороны — безусловное со хранение малых школ, где это диктуется конкретными условиями деревень и посел ков, с другой — смелое укрупнение и кон центрация небольших школьных коллекти вов под единым руководством. «ПИШЕМ НОВУЮ ИСТОРИЮ» Это заголовок статьи Караеукекой газе ты «Сельская новь» от 30 декабря 1982 го да. В день рождения СССР на страницах районной газеты с большой статьей высту пил старейший учитель Карасартовской средней школы Кулманов. Кабдену Сызды- ковичу 61 год. Ветеран войны и труда, он преподает казахский язык в школе. Име ющей интересную историю, как впрочем, и само еело. Караеартовская средняя школа представ ляет для нас особый интерес по многим соображениям. Во-первых, здесь все гда правильно решались вопросы всеобуча. Во-вторых, это одна из редких школ, где из 1? учителей только 4 женщи ны. Остальные -— мужчины. Причем троим из них едва за 30 лет — это молодые лю ди, избравшие профессию учителя тогда, когда престиж профессии учителя уже на чал падать. В-третьих, в школе возникают процессы, имеющие, на наш взгляд, прин ципиальное значение. С них и начнем. Бытует неправильное суждение, что для 'Сибири проблемы национальных и межна циональных связей неактуальны. А если идет разговор о национальных школах, он, как правило, касается коренных народно стей Алтая, Бурятии, Якутии, Хакасии. Д а же такой солидный труд, как «Школа Сиби ри за 60 лет Советской власти», изданный в 1982 году, не идет дальше традиционного рассмотрения межнациональных связей в народном образовании, а они, как показы вают наблюдения, представляют собой чрезвычайно важное явление как с идеоло гической, так и собственно педагогической точки зрения. Надо учесть актуальность тенденции, о которой говорил Генераль ный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов в докладе о 60-летии образования СССР: «В результате естественной миграции насе ления еще более многонациональной ста новится каждая наша республика, а в той или иной мере каждая область, каждый го род». Да, только на территории Новосибирской области проживает более 75 национально стей и народностей. Ленинская националь ная политика дала возможность народам, проживающим в Сибири, сохранить свое национальное Своеобразие; нивелирования и ассимиляции, которые, казалось бы, естест венны были при численном соотношении русских и других народов, не произошло. Покинем на время Карасарт и обратимся к статистике Кыштовского района — отда леннейшего района Новосибирской области. Русских здесь 20000, татар — 1049, чува шей —- 336, эстонцев —•300. Все они сумели сохранить свое национальное своеобразие. В Кыштовском районе вам назовут и пока жут два типично чувашских села — Нико- лаевку и Покровку, поселок Тынгиза, где живут поляки, эстонский поселок и, конеч но, татарское село Усманка, о котором пой дет отдельный разговор. В Купинском районе вас обязательно свозят в немецкое еело Орловка и познакомят с интересней шим человеком, живой историей становле ния колхозной жизни, с одним из создате лей колхоза Георгием Ивановичем Эделем. История возникновения каждого нацио нального поселения интересна сама по се бе, но процессы транскультурных связей, процессы межнационального общения в ус ловиях Сибири на ниве образования, к со жалению, еще не были предметом серьезно го изучения, хотя эти же процессы блестя ще изучены на уровне фольклора доцентом Новосибирского педагогического института М. Н. Мельниковым. В самом деле: разве не интересно знать, что барабинские татары сохранили в своем репертуаре песни, которые отражают друж бу русских и татарских народов? До сих пор жива песня, в которой татары отказы ваются идти к Кучуму воевать против Ер мака. Они говорят хану: «Бараба» (что оз начает «потом придем), и не приходят. В земледельческих районах Новосибир ской области обнаружен фольклор, в кото ром теснейшим образом переплетаются на циональные традиции мордвы, чувашей, бе лорусов, украинцев. Не случайно выдвинута гипотеза о том, что фольклор Сибири —- это фольклор восточно-славянской общности, так велик вклад других народов в фольклор Сибири. Примеры межнационального обшеиия по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2