Сибирские огни, № 7 - 1983

венной, и с воспитательной точек зрения-^г малая школа в отдаленных, поселках ока­ зывается не только полезной, но и абсо­ лютно необходимой. Узковедомственный, е позиций школо­ ведения, подход может привести к серьез­ ным просчетам. Следует учитывать весь комплекс социальных, хозяйственно-эконо­ мических, психологических особенностей жизни не только школы, но и всего окру­ жения, в котором она находится, ибо шко­ ла —• это элемент сложной системы соци­ ального организма— села или города. Вместе с тем в условиях городских райо­ нов, характерных высокой плотностью мно­ гоэтажной застройки, оказывается часто целесообразным иметь гораздо более круп­ ные, чем обычно, школы. Сегодня довольно часто можно слышать, что даже школа на тысячу учащихся оказывается «трудноуп­ равляемой». Да, это действительно так. ес­ ли система управления, штатное расписание в крупных, и тем более сверхкрупных, школах остаются традиционными, не пре­ терпевают каких-либо качественных изме­ нений. И тогда возникает довольно стран­ ная ситуация: нередко в городских микро­ районах, в пяти минутах ходьбы друг от друга, располагаются две или даже три средние школы. Между тем объединение материально-технических и финансовых ре­ сурсов, кооперация педагогических сил по­ зволили бы значительно повысить эффек­ тивность учебно-воспитательного процесса при снижении всех затрат в расчете на од­ ного учащегося. Мировая практика показывает, что даже многотысячные школы, подобные школе им. В. И. Ленина на Кубе, а возможно, и более крупные, морут быть вполне управляемыми, если соответствующим образом изменить права, обязанности и функции директора школы, его заместителей, создать проме­ жуточные звенья управления на уровне классных параллелей и объединений учите­ лей, преподающих один предмет,— кафедр и т. п., широко применить технические средства диспетчеризации и в корне усо­ вершенствовать всю систему управления. Представляет несомненный иинтерес опыт организации трехлетней школы, состоявшей из старших классов, где количество парал­ лелей было таково, что на классной ком­ нате висела табличка «10 класс М», Это было в течение нескольких лет, начиная с 1964 года, в школе № 10 Новосибирска. Старейшие учителя школы могут поделить­ ся интересными суждениями о работе та­ кой «супергигантской» школы. К сожале­ нию, научного осмысления этого серьезного педагогического эксперимента не было сде­ лано. Выслушаем, к примеру, мнение участни­ ка эксперимента, нынешнего директора шко­ лы М. В. Орловой: «Картина достаточно сложная, противоречивая. У меня такое ощущение, что в опыте этой гигантской Трехлетки уже были видны черты какой-то другой школы. Несомненно, нам, учителям, было трудно работать сразу во многих па­ раллелях. Представляете, ееЛи уроков ли­ тературы в десятых Даже четыре часа, а вам нужно проводить их, допустим, в шес­ ти-семи классах. Это невыносимо. Отсутст­ вие малышей, детей разного возраста очень сильно сказывалось на общем настроении. Но, .думаю, здесь больше,срабатывала сила- инерции. Трудно было и потому, что уче- - ников мы как бы сами не пестовали. Они приходили к нам из других школ. Но были неоспоримые преимущества, которые учи­ тельское сознание забыть не может. Преж­ де всего — какая-то взрослость ребят, их отношение к труду, ощущение себя хозяе­ вами школы. Неуправляемость большой школы? Чепуха! Должно быть гибкое са­ моуправление школы. Вот тогда у нас было настоящее ученическое самоуправление. Ни­ каких проявлений I инфантилизма не отме­ чалось. А сейчас это прямо беда. Ученики работали в мастерских, выполняли заказы крупных предприятий. Наши станки экспо­ нировались на ВДНХ и в Японии. Дети на собственные деньги совершали поездки в города-герои. Неоднократно ездили отды­ хать в Небуг под Туапсе. И, что очень су­ щественно, часть денег выплачивалась лич­ но ребятам. Разве это не имеет важных пе­ дагогических последствий? Считалось честью явиться на выпускной вечер в костюме, куп­ ленном на свои деньги». Недостатки работы шли, как мне кажет­ ся, от того, что интересная идея не была продумана во всех звеньях учебно-воспита­ тельного процесса. Структура учебной дея­ тельности оставалась та же, формы орга­ низации учебной деятельности — те же. Беседы с учителями, участвовавшими в опыте, убеждают: такие крупные школы должны иметь принципиально другую структуру учебно-воспитательной работы. Вообще, следует заметить, что мы как-то - боимся педагогический эксперимент ввести в обиход школьной жизни. Многие педаго­ гические явления могут быть исследованы только в ходе организации новой деятель­ ности. Боязнь таких экспериментов как раз и приводит к описательности, иллюстратив­ ности педагогических исследований, на ко­ торые неоднократно указывалось в партий­ ной печати. А ведь жизнь иной раз подбра­ сывает захватывающие педагогические сю­ жеты, требующие научного осмысления. В самом деле, что это за школа в городе Брежнев, если, например, открывается первый класс «Р»? В местах новостроек не­ редко по велению самой жизни возникает педагогический эксперимент. Мы же по- прежнему пребываем в плену установив­ шихся представлений. Этот добровольный плен направляет научные исследования в массе своей на воспроизведение той же самой педагогической ситуации, из которой исходят. Организация самого педагогиче­ ского опыта, эксперимента со всеми его признаками не на бумаге, а в реальной практике даст возможность самой системе - народного образования быть более ’дина­ мичной, гибкой. Эти гибкость и динамич­ ность нужны как механизмы своевременно­ го учета важнейших тенденций времени. Диалектическая методология требует при планировании школьной сети учиты­ вать всю совокупность отношений и взаи­ мосвязи школы с предприятиями и все­ ми другими социальными институтами, ви­ деть не Только ближайшие, но и отдален­ ные перспективы хозяйственного и куль­ турного развития планируемого региона, умело сочетать противоречивые тенденции и етороны конкретных явлений. Причем главная обязанность ученых — помочь на-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2