Сибирские огни, № 7 - 1983
реть и проблему материально-технического обеспечения сельских школ, соответствую щих штатных расписаний обслуживающего персонала. Думается, следовало бы принять более энергичные меры по созданию каби нетной системы именно в малокомплектной школе. Уже есть опыт создания совмещен ных кабинетов по ряду предметов (биоло гия с географией, физика с химией и т. д.). Однако их поставка для нашей области — всего 16 кабинетов в год! — не может удов летворить потребности народного образова ния. Сегодня большинство малокомплектных школ размещено в новых типовых зданиях с довольнб сложной системой отопления и энергоснабжения, имеет технические средст ва обучения, связанные с электротехникой и автоматикой. Школам, в том числе и ма локомплектным, все больше передается тракторов, комбайнов, автомобилей, прицеп ного инвентаря. Резко возросли трудности в эксплуатации всей этой техники. «Школы выросли во всех отношениях,— говорит директор Морозовской школы Ка- расукского района Григорий Андреевич Пе- ребейнос.— Только подумайте, я еще помню время, когда на всю зиму мне нужно было для отопления школы 12'тонн угля, а сей час в один день школа поглощает 3 тонны. Кубатура зданий выросла в десятки раз, а обслуживающий персонал— на нуле.'Если серьезно к делу подходить, то школа сегод ня — сложнейшее хозяйство. Одних мото ров несколько десятков. А вся обслуга — две уборщицы да кочегар. Поневоле все бе решь на себя. Как вы считаете, есть разни ца: школа площадью в 72 квадрата или 490 квадратов? Такой была наша Морозов- ская школа и такой стала. Штаты те же. Ни электрика, ни сантехника, ни шофера... Не знаю, как дальше со всем этим управ ляться...» А вот мнение по этому поводу Алексея Степановича Баранникова, председателя колхоза «Новая семья» (село Черная Курья Карасукского района): «Не знаю, кто как, но мне кажется — это безобразие, что бы директор школы не занимался главным делом — воспитанием детей. Вижу директо ра своей школы вечно бегающей, суетя щейся, издерганной мелочами школьного бы та. Надо избавить от этого учителя». Вместе с тем подход планирующих орга нов к сельской школе сегодня мало изме нился с тех времен, когда ее материально- техническая база состояла из глобуса, печек и конюшен с хомутами. По-видимому, надо дать право местным советским органам (без увеличения общей суммы заработной пла ты) вводить, исходя из условий, специаль ных «техников-организаторов», чтобы повы шать уровень обслуживания и высвободить время директора школы для руководства учебно-воспитательным процессом. При ус- • тановлении штата надо, видимо, учесть на личие в школе групп продленного дня, ко торых с каждым годом открывается все больше. Они требуют также дополнитель ных расходов на приобретение мягкого ц твердого инвентаря, канцелярских принад лежностей, настольных игр и спортивного инвентаря. Хотелось бы иметь хорошие проекты школьных комплексов малокомп лектных начальных, восьмилетвих и даже средних школ, дешевые, экономичные, учи тывающие условия работы учителей.' на уровне требования конца XX века. Интересные соображения по этому пово-' ду высказывает секретарь Карасукского. райкома КПСС Сергей Петрович Медведко.’ Сам в прошлом учитель, он пережил на своем веку три этапа строительства школ на селе, которые считает не соответствую щими целям и задачам образования. Стро ительство школ должно быть перспектив ным: «Что это такое — сельская школа без теплицы? Что это такое — не оставить в за пасе один-два кабинета, которые понадо бятся Для решения новых задач? А до из вестного постановления 1977 года мы стро или конторы, а затем в них размещали школы. Как вы считаете, это нормально?» Уже упоминавшаяся нами директор шко лы села Новоселье Екатерина Андреевна Андрютина: «Когда будет поставлен и решен вопрос о школьной мебели? Славгородская мебель ная фабрика... Иногда мне самой хочется съездить туда и высказать все, что я ду маю об этом производстве. Взгляните: все рассыпается, рушится при малейшем при косновении. Мебель делается без учета психологии, физиологии ребенка, не говоря уже о целях и задачах обучения. Учитель должен осваивать .профессию столяра, что бы хоть как-то сводить концы с концами, когда идет речь об организации'кабинетов. Все это кустарно, самодельщина. Какой же век стоит на дворе?» Подход к малой школе, еще раз заост рим на этом внимание, необходим только с широких социальных позиций, с позиций не ближней, а дальней перспективы, пользуясь терминологией Антона Семеновича Мака ренко. С ДВУХ ПО ЗИЦИЙ . У читателя может вполне законно возник нуть сомнение: ведь в научной и популяр ной литературе немало уже писалось о пер спективности и большой целесообразности не только крупных, но и сверхкрупных об щеобразовательных школ, рассчитанных на занятия в одну смену двух и более тысяч учащихся. Много говорилось также о необ ходимости всемерного укрупнения сельских школ за счет организации подвоза детей, создания интернатов при школах. Так, может быть, сегодня голоса в защи ту малой школы — это очередное «шараха ние» из одной крайности в другую? Необходимо подчеркнуть: прогрессивность укрупнения и концентрации школы не ста вится под сомнение. Дело не только в том, что обучение одного ребенка обходится ма лой школе дороже, но и в том, что в ней, в общем, гораздо сложнее организовать учебно-воспитательный процесс в соответст вии с современными требованиями, обеспе чить ..действительно всестороннее развитие личности ученика. Говоря абстрактно, круп ная школа в педагогическом и экономиче ском отношениях более желательна. Одна ко диалектическая логика, как учит В. И. Ленин, требует помнить: истина всегда кон кретна. В определенных условиях — и с хозяйст
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2