Сибирские огни, № 7 - 1983

реть и проблему материально-технического обеспечения сельских школ, соответствую­ щих штатных расписаний обслуживающего персонала. Думается, следовало бы принять более энергичные меры по созданию каби­ нетной системы именно в малокомплектной школе. Уже есть опыт создания совмещен­ ных кабинетов по ряду предметов (биоло­ гия с географией, физика с химией и т. д.). Однако их поставка для нашей области — всего 16 кабинетов в год! — не может удов­ летворить потребности народного образова­ ния. Сегодня большинство малокомплектных школ размещено в новых типовых зданиях с довольнб сложной системой отопления и энергоснабжения, имеет технические средст­ ва обучения, связанные с электротехникой и автоматикой. Школам, в том числе и ма­ локомплектным, все больше передается тракторов, комбайнов, автомобилей, прицеп­ ного инвентаря. Резко возросли трудности в эксплуатации всей этой техники. «Школы выросли во всех отношениях,— говорит директор Морозовской школы Ка- расукского района Григорий Андреевич Пе- ребейнос.— Только подумайте, я еще помню время, когда на всю зиму мне нужно было для отопления школы 12'тонн угля, а сей­ час в один день школа поглощает 3 тонны. Кубатура зданий выросла в десятки раз, а обслуживающий персонал— на нуле.'Если серьезно к делу подходить, то школа сегод­ ня — сложнейшее хозяйство. Одних мото­ ров несколько десятков. А вся обслуга — две уборщицы да кочегар. Поневоле все бе­ решь на себя. Как вы считаете, есть разни­ ца: школа площадью в 72 квадрата или 490 квадратов? Такой была наша Морозов- ская школа и такой стала. Штаты те же. Ни электрика, ни сантехника, ни шофера... Не знаю, как дальше со всем этим управ­ ляться...» А вот мнение по этому поводу Алексея Степановича Баранникова, председателя колхоза «Новая семья» (село Черная Курья Карасукского района): «Не знаю, кто как, но мне кажется — это безобразие, что­ бы директор школы не занимался главным делом — воспитанием детей. Вижу директо­ ра своей школы вечно бегающей, суетя­ щейся, издерганной мелочами школьного бы­ та. Надо избавить от этого учителя». Вместе с тем подход планирующих орга­ нов к сельской школе сегодня мало изме­ нился с тех времен, когда ее материально- техническая база состояла из глобуса, печек и конюшен с хомутами. По-видимому, надо дать право местным советским органам (без увеличения общей суммы заработной пла­ ты) вводить, исходя из условий, специаль­ ных «техников-организаторов», чтобы повы­ шать уровень обслуживания и высвободить время директора школы для руководства учебно-воспитательным процессом. При ус- • тановлении штата надо, видимо, учесть на­ личие в школе групп продленного дня, ко­ торых с каждым годом открывается все больше. Они требуют также дополнитель­ ных расходов на приобретение мягкого ц твердого инвентаря, канцелярских принад­ лежностей, настольных игр и спортивного инвентаря. Хотелось бы иметь хорошие проекты школьных комплексов малокомп­ лектных начальных, восьмилетвих и даже средних школ, дешевые, экономичные, учи­ тывающие условия работы учителей.' на уровне требования конца XX века. Интересные соображения по этому пово-' ду высказывает секретарь Карасукского. райкома КПСС Сергей Петрович Медведко.’ Сам в прошлом учитель, он пережил на своем веку три этапа строительства школ на селе, которые считает не соответствую­ щими целям и задачам образования. Стро­ ительство школ должно быть перспектив­ ным: «Что это такое — сельская школа без теплицы? Что это такое — не оставить в за­ пасе один-два кабинета, которые понадо­ бятся Для решения новых задач? А до из­ вестного постановления 1977 года мы стро­ или конторы, а затем в них размещали школы. Как вы считаете, это нормально?» Уже упоминавшаяся нами директор шко­ лы села Новоселье Екатерина Андреевна Андрютина: «Когда будет поставлен и решен вопрос о школьной мебели? Славгородская мебель­ ная фабрика... Иногда мне самой хочется съездить туда и высказать все, что я ду­ маю об этом производстве. Взгляните: все рассыпается, рушится при малейшем при­ косновении. Мебель делается без учета психологии, физиологии ребенка, не говоря уже о целях и задачах обучения. Учитель должен осваивать .профессию столяра, что­ бы хоть как-то сводить концы с концами, когда идет речь об организации'кабинетов. Все это кустарно, самодельщина. Какой же век стоит на дворе?» Подход к малой школе, еще раз заост­ рим на этом внимание, необходим только с широких социальных позиций, с позиций не ближней, а дальней перспективы, пользуясь терминологией Антона Семеновича Мака­ ренко. С ДВУХ ПО ЗИЦИЙ . У читателя может вполне законно возник­ нуть сомнение: ведь в научной и популяр­ ной литературе немало уже писалось о пер­ спективности и большой целесообразности не только крупных, но и сверхкрупных об­ щеобразовательных школ, рассчитанных на занятия в одну смену двух и более тысяч учащихся. Много говорилось также о необ­ ходимости всемерного укрупнения сельских школ за счет организации подвоза детей, создания интернатов при школах. Так, может быть, сегодня голоса в защи­ ту малой школы — это очередное «шараха­ ние» из одной крайности в другую? Необходимо подчеркнуть: прогрессивность укрупнения и концентрации школы не ста­ вится под сомнение. Дело не только в том, что обучение одного ребенка обходится ма­ лой школе дороже, но и в том, что в ней, в общем, гораздо сложнее организовать учебно-воспитательный процесс в соответст­ вии с современными требованиями, обеспе­ чить ..действительно всестороннее развитие личности ученика. Говоря абстрактно, круп­ ная школа в педагогическом и экономиче­ ском отношениях более желательна. Одна­ ко диалектическая логика, как учит В. И. Ленин, требует помнить: истина всегда кон­ кретна. В определенных условиях — и с хозяйст

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2