Сибирские огни, № 7 - 1983
«Десятилетки и восьмилетки затухающие надо ликвидировать. Подумайте только, один теплый автобус — и сколько сразу вы свобождается средств, не говоря уже о возможностях комплектования педагогиче ских кадров. А выгоды педагогические ка кие: в школе несколько параллелей, хоро ший спортзал, влияние большого школьного коллектива, возможности соревнования между классами. А эти затухающие вось милетки, больно на них смотреть... Детей можно и нужно ежедневно подвозить. С проблемами внеклассной работы очень просто: если решен вопрос с питанием, если налажена в целом воспитательная работа, все можно сделать в определенные часы. Но зато ребенка привозят домой. Он остается сельским жителем по своей психологии». В этом, несомненно, резон есть. Но вот, бывая в таких затухающих десятилетках и восьмилетках, я обратил внимание на то, что учителя в таких школах продолжают педагогически мыслить в категориях боль шой школы и, не имея возможности реали зовать свои замыслы, как бы затухают сами. Учитель, а нередко и руководитель не ви дят сильных сторон малой школы, не видят возможности выстроить работу школы на основе межвозрастного, общения. Детей «разрывают на части» по кружкам, не по нимая, что кружки могут строиться на базе разных возрастов, что малое число уча щихся в классе дает большие возможности для индивидуального' обучения, для разви тия способностей каждого учащегося. Когда-то, говоря о том, что в нашей шко ле занятия с учащимися разных возрастов ■принципиально ничем не отличаются, пси холог А. Н. Леонтьев сказал,: что платье для десятиклассников должно быть не прос то длиннее платья первоклассника, оно должно быть другого покроя,- Так вот: мы убеждены в том, что вся учебная и воспи тательная работа в малых школах должна строиться на других основах’. Надо смелее научно осмысливать драгоценные крупицы позитивного опыта. В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ Думается, что процессы, которые имеют место в малой школе, общи не только для Сибири или страны в целом. Представляет интерес публикация соб. кор. «Известий» В. Лукашина из Софии. Журналист рас сказывает о крошечном селении Ковил, ко торое «затерялось в бесконечном лабиринте хребтов и котловин Восточных Родоп. Здесь всего лишь двадцать дворов». Вду маемся: двадцать дворов. Судьба Ковил целиком определена судьбой школы: «По лучилось так, что именно она (школа) под няла престиж селения». А вот что думает о месте малой школы в жизни села первый секретарь Крумово- градского райкома Б.КП Борис Стойчев: «На первый взгляд, школа в горах — расто чительство. Контингент учащихся мал. : Но закрытие школы влечет за србой запустение всей округи. А это чревато еще большими потерями. Поверьте, хорошая школа спо собствует стабилизации сельского населе ния, подъему производства...» К сожалению, публикация не дает воз можности судить о специфических особен ностях педагогического процесса этой ма лой болгарской школы, .но сам факт говорит о многом. Продолжим, однако, перекличку по про блемам малой школы. По поводу «затухающей» десятилетки председатель колхоза Виктор Николаевич Эдель из села Орловка Карасукского райо на говорит: - Все социальные вопросы надо решать в одном селе, каким бы маленьким оно ни было. 7 учеников в десятом классе — это невыгодно? Но где потом найдешь семь ме ханизаторов? Эти семеро учеников, если они в десятом классе у нас и если мы с ни ми работаем — это уже будущее нашего колхоза. Как не вспомнить слова одного из нов городских колхозных председателей: «Все жалуемся на нехватку кадров, а каждый день ходим мимо кадров, которые бегают под ногами в детском саду». Надо прямо сказать: затухающие десяти летки и восьмилетки — это, как правило следствие педагогической инерции. Вместе с тем, у малой школы есть проблемы, с кото рыми она справиться сама не может. Одна ко при их решении надо отбросить тради ционные представления о малой школе, ко торые исходят только Из ближайших эко номических расчетов. Да, прямые расходы государства в рас чете на одного ученика в малых школах вы ше, чем в крупных, но это не исчерпывает сути проблемы, и если посмотреть на ма лую школу с широких народнохозяйствен ных позиций, то оказывается, что затраты на развитие материально-технической базы, бесспорно, окупают себя. Надо идти по пути максимального использования сильных сторон малой школы. Для этого необходимо решить вопрос о том, чтобы учителям таких школ, не име ющим полной нагрузки, выплачивать пол ную ставку. На первом этапе надо предо ставить право заинтересованным хозяйст венным и общественным организациям про изводить доплату учителям до полной став ки, а также выплачивать им премии за хорошую работу. Вряд ли справедливо, что труд учителя, одновременно ведущего два класса по 40 человек, оплачивается так же, как труд его коллеги, работающего с та ким же количеством учащихся в одном классе. Возникает вопрос: не следует ли пронормировать труд учителя и оплату про изводить с учетом затрат его рабочего вре мени и (весьма важно!) педагогического мастерства? Вызывает удивление’ и то обстоятельство, что в малых восьмилетних школах нет ставки пионерского вожатого, хотя дети в восьмилетней школе преимущественно пио нерского возраста Партийные органы всемерно способствуют тому, чтобы в малокомплектные отдаленные школы направлялись семейные пары квали фицированных учителей, помогают им в устройстве жилья, обзаведении подсобным хозяйством. Мы добиваемся того, чтобы совхозы и колхозы предоставляли учителям все предусмотренные законом льготы и блага, чтобы к учителю всегда и всюду про являлось подчеркнутое уважение. Давно назрела необходимость цересмот-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2