Сибирские огни, № 7 - 1983

«Десятилетки и восьмилетки затухающие надо ликвидировать. Подумайте только, один теплый автобус — и сколько сразу вы­ свобождается средств, не говоря уже о возможностях комплектования педагогиче­ ских кадров. А выгоды педагогические ка­ кие: в школе несколько параллелей, хоро­ ший спортзал, влияние большого школьного коллектива, возможности соревнования между классами. А эти затухающие вось­ милетки, больно на них смотреть... Детей можно и нужно ежедневно подвозить. С проблемами внеклассной работы очень просто: если решен вопрос с питанием, если налажена в целом воспитательная работа, все можно сделать в определенные часы. Но зато ребенка привозят домой. Он остается сельским жителем по своей психологии». В этом, несомненно, резон есть. Но вот, бывая в таких затухающих десятилетках и восьмилетках, я обратил внимание на то, что учителя в таких школах продолжают педагогически мыслить в категориях боль­ шой школы и, не имея возможности реали­ зовать свои замыслы, как бы затухают сами. Учитель, а нередко и руководитель не ви­ дят сильных сторон малой школы, не видят возможности выстроить работу школы на основе межвозрастного, общения. Детей «разрывают на части» по кружкам, не по­ нимая, что кружки могут строиться на базе разных возрастов, что малое число уча­ щихся в классе дает большие возможности для индивидуального' обучения, для разви­ тия способностей каждого учащегося. Когда-то, говоря о том, что в нашей шко­ ле занятия с учащимися разных возрастов ■принципиально ничем не отличаются, пси­ холог А. Н. Леонтьев сказал,: что платье для десятиклассников должно быть не прос­ то длиннее платья первоклассника, оно должно быть другого покроя,- Так вот: мы убеждены в том, что вся учебная и воспи­ тательная работа в малых школах должна строиться на других основах’. Надо смелее научно осмысливать драгоценные крупицы позитивного опыта. В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ Думается, что процессы, которые имеют место в малой школе, общи не только для Сибири или страны в целом. Представляет интерес публикация соб. кор. «Известий» В. Лукашина из Софии. Журналист рас­ сказывает о крошечном селении Ковил, ко­ торое «затерялось в бесконечном лабиринте хребтов и котловин Восточных Родоп. Здесь всего лишь двадцать дворов». Вду­ маемся: двадцать дворов. Судьба Ковил целиком определена судьбой школы: «По­ лучилось так, что именно она (школа) под­ няла престиж селения». А вот что думает о месте малой школы в жизни села первый секретарь Крумово- градского райкома Б.КП Борис Стойчев: «На первый взгляд, школа в горах — расто­ чительство. Контингент учащихся мал. : Но закрытие школы влечет за србой запустение всей округи. А это чревато еще большими потерями. Поверьте, хорошая школа спо­ собствует стабилизации сельского населе­ ния, подъему производства...» К сожалению, публикация не дает воз­ можности судить о специфических особен­ ностях педагогического процесса этой ма­ лой болгарской школы, .но сам факт говорит о многом. Продолжим, однако, перекличку по про­ блемам малой школы. По поводу «затухающей» десятилетки председатель колхоза Виктор Николаевич Эдель из села Орловка Карасукского райо­ на говорит: - Все социальные вопросы надо решать в одном селе, каким бы маленьким оно ни было. 7 учеников в десятом классе — это невыгодно? Но где потом найдешь семь ме­ ханизаторов? Эти семеро учеников, если они в десятом классе у нас и если мы с ни­ ми работаем — это уже будущее нашего колхоза. Как не вспомнить слова одного из нов­ городских колхозных председателей: «Все жалуемся на нехватку кадров, а каждый день ходим мимо кадров, которые бегают под ногами в детском саду». Надо прямо сказать: затухающие десяти­ летки и восьмилетки — это, как правило следствие педагогической инерции. Вместе с тем, у малой школы есть проблемы, с кото­ рыми она справиться сама не может. Одна­ ко при их решении надо отбросить тради­ ционные представления о малой школе, ко­ торые исходят только Из ближайших эко­ номических расчетов. Да, прямые расходы государства в рас­ чете на одного ученика в малых школах вы­ ше, чем в крупных, но это не исчерпывает сути проблемы, и если посмотреть на ма­ лую школу с широких народнохозяйствен­ ных позиций, то оказывается, что затраты на развитие материально-технической базы, бесспорно, окупают себя. Надо идти по пути максимального использования сильных сторон малой школы. Для этого необходимо решить вопрос о том, чтобы учителям таких школ, не име­ ющим полной нагрузки, выплачивать пол­ ную ставку. На первом этапе надо предо­ ставить право заинтересованным хозяйст­ венным и общественным организациям про­ изводить доплату учителям до полной став­ ки, а также выплачивать им премии за хорошую работу. Вряд ли справедливо, что труд учителя, одновременно ведущего два класса по 40 человек, оплачивается так же, как труд его коллеги, работающего с та­ ким же количеством учащихся в одном классе. Возникает вопрос: не следует ли пронормировать труд учителя и оплату про­ изводить с учетом затрат его рабочего вре­ мени и (весьма важно!) педагогического мастерства? Вызывает удивление’ и то обстоятельство, что в малых восьмилетних школах нет ставки пионерского вожатого, хотя дети в восьмилетней школе преимущественно пио­ нерского возраста Партийные органы всемерно способствуют тому, чтобы в малокомплектные отдаленные школы направлялись семейные пары квали­ фицированных учителей, помогают им в устройстве жилья, обзаведении подсобным хозяйством. Мы добиваемся того, чтобы совхозы и колхозы предоставляли учителям все предусмотренные законом льготы и блага, чтобы к учителю всегда и всюду про­ являлось подчеркнутое уважение. Давно назрела необходимость цересмот-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2