Сибирские огни, № 7 - 1983

США, компьютерные приставки -к телевизи­ онной сети в Англии и т. д. Приход-ЭВМ в школу является процессом закономерным. «Вычислительная техника позволяет соз­ дать новую информационную базу для учеб­ но-воспитательного процесса. Однако во­ прос этот отнюдь не тривиален, простым внедрением в школу ЭВМ, которые проек­ тировались первоначально совсем не под цеди обучения и воспитания, проблему не решить и следовать в этом направлении за промышленностью Запада, руководимой чис­ то коммерческим интересом, не стоило бы. Возникает огромное количество психоло­ го-педагогических, эргономических, худо­ жественно-конструкторских, технических, экономических, организационных и соци­ альных вопросов, разрешение которых тре­ бует сотрудничества самых разных специ- альиостей науки, производства и школы». Я цитирую записку, составленную груп­ пой сотрудников НИИ комплектного элект­ ропривода. Цитата в сопоставлении с опы­ том Апалимовой еще раз показывает, ка­ кой огромный разрыв существует между на­ укой и практикой. Мы глубоко убеждены, что от дискуссий по поводу малой школы (смотри журнал «Воспитание школьни­ ков») надо перейти к научному осмысле­ нию богатейшего эмпирического материа­ ла, накопленного лучшими учителями. Ма­ лую школу нельзя мерить стандартами большой школы. Это совершенно другая школа. И в наших силах найти в этом опыте зерна, из которых произрастет бу­ дущая школа. Несомненно одно: малые школы опытными учителями превращены в семьи. Дух семейного воспитания отража­ ется здесь в многоструктурном общении, которое естественно, как во всякой семье. Чай в такой школе — это традиционное се­ мейное застолье, а не школьный столовый конвейер. Ритуал чаепития разработан Апа­ лимовой в деталях, которые подчинены од­ ной цели: создать единый разновозрастный коллектив. Жаль, что во многих хозяйствах дело по­ ставлено таким образом, что все заботы о чае ложатся на плечи учителя. Не абсурд ли это? Малая школа плодово-ягодного совхоза Карасукского района расположена на центральной усадьбе. Огромный пре­ красный дом поделен на две части. В одной половине — детский сад, в другой — шко­ ла. В одной половине — прекрасное трехра­ зовое питание, имеется повар, техничка, в другой половине, в школе, проблема пита­ ния взвалена целиком на учительницу Веру Петровну Черноиванову. Тоненькая перего­ родка, отделяющая детсад от школы, вы­ росла в непреодолимую преграду. Питание школьников — это уже «ничейная забота». Или заглянцте в Черноозерскую началь­ ную школу, расположенную на территории отделения этого же совхоза. Вы попадете не просто в школу, а в сад. На дворе —*мороз, дороги перемело снегом, а в школе — кусты мандарина, кактусы пяти видов, японский клен, каллы, канны, пальма, апельсиновое дерево, герани. Четыре года плодоносит мандариновый куст. Школа — сад. Школа — мечта. Школа —- семья. Здесь все воспиты­ вает, и прежде всего природный эстетиче­ ский фактор. Но сколько же раз подвиж­ ница Зинаида Ивановна Неваева, отдавшая - делу воспитания детей 21 год, сколько раз просила она привозить в магазин.булочки, выпечку! Райпо невыгодно поставлять для 16 детей выпечку. Не постеснялись так и сказать: «Невыгодно завозить из-за 16 де­ тей». Хлеб В магазине черствый. А для Зи­ наиды Ивановны проблема чая — проблема семейного воспитания, внесенного в круг школы. Что же воспитывает малая школа в сво­ их детях? Прежде всего — самостоятель­ ность. Мы так много говорим сегодня об инфантилизме современных детей, забывая, что он сам — следствие той позиции, в ко­ торую мы ставим детей. Ученики малой школы отличаются завидной зрелостью: третьеклассник, выполняющий функции би­ блиотекаря, подробно рассказывал нам, кто какие книги читает, как читает, как пере­ сказывает, у кого какие пробелы в знаниях. Вера Петровна Черноиванова говорит: «Нет, я не мыслю себе работу в классе, где ребята одного возраста. Мне уже неинте­ ресно. Старшие дети — мои помощники. Видите, как они занимают малышей в пере­ мену? А как они помогают им на уроке!» Зинаида Ивановна: «Год от года учить детей легче: ведь я сейчас учу детей тех, кто у меня учился. Школа и деревня — одна семья. Родите­ ли — мои советчики. Условия в малой шко­ ле такие, что Каждого ребенка вижу очень хорошо. Возможности индивидуальной ра­ боты большие. Но главное — взаимопомощь в обучении: старший сам идет на выручку к младшему». Современная психология утверждает, что чем чаще меняется позиция ученика в учеб­ ном и воспитательном процессе, тем боль­ ший опыт социализации приобретает уче­ ник. Такие учителя,, как Апалимбва, Невае­ ва, не хотят мириться с тем, что их дети многого не получают в результате слабой материальной обеспеченности школы. Зи­ наида Ивановна с горечью говорит о том. что программа по физкультуре не выполня­ ется: зала для занятий нет, нужен спортив­ ный инвентарь — зимний и летний. «Представляете, мои дети впервые увиде­ ли «коня» — спортивный снаряд в сред­ ней школе. А вот стой он здесь, они могли бы упражняться на нем постоянно, мне не надо дожидаться уроков физкультуры. Или — маты... Как без них?» Наталья Андреевна: «Детям надо больше двигаться. Видите, висят скакалки? Я за то, чтобы дети в любой момент брали ска­ калку,— таковы потребности детского ор­ ганизма. Сложные современные программы требуют максимального движения. Где же им кувыркаться, сделать прыжок с разбе­ гу?.. Нужны кольца, мячи, гимнастические снаряды. У нас редкая возможность физ­ культуру сделать частью каждого урока». И все-таки поставим еще раз вопрос: быть ли малой школе? Под малой школой сегод­ ня разумеется не только начальная школа, это и воеьмилетняя школа, и средняя. Их любовно называют в народе «школы-ма­ лютки». Контингент учащихся в сельской школе год от года сокращается. Выгодно или не­ выгодно учить 8—10 учеников в десятом классе? Выгодно ли распыление педагогиче­ ских сил? Вот мнение заведующего К упинским эай- онр Николая Семеновича Ячменкова:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2