Сибирские огни, № 7 - 1983

еызваиным трудностями социального поряд­ ка. Создалось впечатление, будто малая школа уже исчезла и исчерпала свои воз­ можности. Так ли это? Давайте сделаем попытку не­ предвзято посмотреть на те процессы, кото­ рые в таких школах происходят. Знакомст­ во е опытом лучших учителей (а таких оказалось в нашей области достаточно) убеждает в том, что в малой школе скла­ дывается не только методика, но, возможно, и новая педагогика. Требуется незамедли­ тельное научное осмысление опыта лучших. Опыт малых школ может оказать сущест­ венное влияние на многие процессы школы будущего. Такие учителя, как Апалимова, постав­ ленные в необычные условия труда, чисто эмпирическим путем, блестящей педагогиче­ ской интуицией дошли до воплощения идей, которые оказали бы честь крупным ученым- педагогам. Прежде всего это — идея разно­ возрастного общения. Случайно или нет, но именно этой идее Антона Семеновича Макаренко меньше всего новезло в нашей педагогике. Идея сводных, разновозрастных отрядов не получила дальнейшей разработ­ ки ни в теории, ни в практике нашей шко­ лы. Между тем значение ее переоценить трудно. Дело в том, что вся жизнь наша складывается так, что общение наше идет по возрастной горизонтали. Непонимание между взрослыми и детьми нередко бывает вызвано низкой культурой или полным от­ сутствием культуры межвозрастного обще­ ния. Взрослые не имеют навыков вести диа­ лог с детьми на равных. Посмотрите афи­ шу ТЮЗа: все спектакли жестко расписа­ ны по классам, по возрастам. В шкоЛё и даЖе в пионерском Лагере общение идет только внутри одной возраст­ ной категории. Потери от такой возрастной сегрегации очевидны. Не вдаваясь в анализ этих потерь, обратим внимание на то, как в малых школах блестяще решается идея Макаренко. Дело не только во внеурочном общении (что само Собой разумеется), суть в там, что механизм разновозрастного об­ щения реализуется в процессе обучения. Апалимова не будет заставлять первоклас­ сников «заткнуть уши», когда она занима­ ется с учениками, допустим. 3 класса. На­ против: она найдет в темах разных курсов такие общие моменты, когда для всех трех классов разговор окажется полезным. Ничего, что первоклассник не все поймет в том объяснении, которое дается третье­ класснику. Не надо в обучении бояться не­ понимания. Надо бояться формального усво­ ения. Первоклассник, слушая занятия третьеклассника (допустим, по теме «Со­ став слова»), видит стратегию своего даль­ нейшего развития. Говоря словами Выгот­ ского, ученик третьего класса демонстриру­ ет первокласснику зону его ближайшего развития, а сам третьеклассник, слушая первоклассника, находится в ситуации пов­ торения. «Знаете, кто больше всех выигрывает в процессе нашего обучения? — говорит На­ талья Андреевна,— Выигрывает единст­ венный ученик второго класса Сережа Му- самбёков. Он мною не отключается ни от первого класса, ни от третьего. Он в самом выгодном положении у меня». Забота о рациональном использовании времени, об оптимальном решении учебных задач привела Апалимову к следующей очень важной идее: необходимости внедре­ ния в учебный процесс технических средств. Скажем прямб: проблема Использования ТСО решается слабо. Учитель стремится прежде всего принести На урок магнитофон, фильм, пластинку лишь тогда, когда ожида­ ет посещения какой-либо комиссии. Он, учитель, часто в самом деле не чувствует необходимости в использовании технических средств. Причина здесь одна: технические средства принципиально не меняют процес­ са обучения. К старой дидактике добав­ ляется то или иное техническое новшество, которое легко может быть заменено елевом учителя. Поскольку с техникой много возни, учитель, как правило, избегает ТСО. У Натальи Андреевны принципиально другой подход к технике. Первоклассники надевают наушники и слушают, допустим, математический диктант. Это не только по­ зволяет им Отвлечься от занятий третье­ классников. Назначение магнитофона здесь другое: первоклассник, работая с аппарату­ рой, получает как бы новый источник моти­ вации учения. Развивается при этом слухо­ вое внимание. Шутки с техникой плохи: и это уже знает ученик. Повышается концен­ трация внимания. А главное, есть возмож­ ность управлять процессом собственного обучения. Кнопка, которую нажимает пер­ воклассник, дает ему ощущение самостоя­ тельности в учении, повышает чувство от­ ветственности, дает возможность посмот­ реть на себя со стороны, т. е. развивает первейшее качество самообучения — реф­ лексию, когда предметом Деятельности уче­ ника становится собственное познание. Тех­ ника, которую использует Апалимова, ме­ няет структуру учебной деятельности уче­ ника. Можно смело сказать, что здесь рождает­ ся принципиально новый подход к пробле­ ме «учитель — ученик». Ученик из объекта педагогической деятельности превращается в субъект деятельности. Учителя всех ма­ лых школ наслышаны о кабинетах Точи- хинской школы Сузунского района. Эта ма­ лая школа усилиями одного учителя прев­ ращена в Ёистему технического обеспече­ ния процесса обучения. Но парадокс современного обучения со­ стоит в том, что малым школам не положе­ на Техника: Ни телевизоры, ни магнитофо­ ны, Ни многое другое, что позволило бы пе­ ревести обучение на принципиально Новый уровень. Апалимова мечтает о Нескольких магнитофонах, о телевизоре. Известно, что школа наша слабо или почти совсем не ис­ пользует учебные программы по телевиде­ нию, эта естественно. В условиях современ­ ной большой школы трудно, приспособиться к учебным передачам. Но это не становит­ ся проблемой в малой школе. Апалимова размышляет о совместных (1, 2, 3 классы) телеуроках, их обсуждениях, о включении телеуроков в структуру учебного времени, но телевизор не полагается малым школам. Наш количественный подход к нуждам на­ родного образования дает здесь, в малых школах, ощутимую осечку. Сейчас в мире наблюдается новый бум, связанный С применением микро-ЭВМ в об­ разовании. Персональные компьютеры е на- . берем игр и преграммированных курсов в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2