Сибирские огни, № 7 - 1983
еызваиным трудностями социального поряд ка. Создалось впечатление, будто малая школа уже исчезла и исчерпала свои воз можности. Так ли это? Давайте сделаем попытку не предвзято посмотреть на те процессы, кото рые в таких школах происходят. Знакомст во е опытом лучших учителей (а таких оказалось в нашей области достаточно) убеждает в том, что в малой школе скла дывается не только методика, но, возможно, и новая педагогика. Требуется незамедли тельное научное осмысление опыта лучших. Опыт малых школ может оказать сущест венное влияние на многие процессы школы будущего. Такие учителя, как Апалимова, постав ленные в необычные условия труда, чисто эмпирическим путем, блестящей педагогиче ской интуицией дошли до воплощения идей, которые оказали бы честь крупным ученым- педагогам. Прежде всего это — идея разно возрастного общения. Случайно или нет, но именно этой идее Антона Семеновича Макаренко меньше всего новезло в нашей педагогике. Идея сводных, разновозрастных отрядов не получила дальнейшей разработ ки ни в теории, ни в практике нашей шко лы. Между тем значение ее переоценить трудно. Дело в том, что вся жизнь наша складывается так, что общение наше идет по возрастной горизонтали. Непонимание между взрослыми и детьми нередко бывает вызвано низкой культурой или полным от сутствием культуры межвозрастного обще ния. Взрослые не имеют навыков вести диа лог с детьми на равных. Посмотрите афи шу ТЮЗа: все спектакли жестко расписа ны по классам, по возрастам. В шкоЛё и даЖе в пионерском Лагере общение идет только внутри одной возраст ной категории. Потери от такой возрастной сегрегации очевидны. Не вдаваясь в анализ этих потерь, обратим внимание на то, как в малых школах блестяще решается идея Макаренко. Дело не только во внеурочном общении (что само Собой разумеется), суть в там, что механизм разновозрастного об щения реализуется в процессе обучения. Апалимова не будет заставлять первоклас сников «заткнуть уши», когда она занима ется с учениками, допустим. 3 класса. На против: она найдет в темах разных курсов такие общие моменты, когда для всех трех классов разговор окажется полезным. Ничего, что первоклассник не все поймет в том объяснении, которое дается третье класснику. Не надо в обучении бояться не понимания. Надо бояться формального усво ения. Первоклассник, слушая занятия третьеклассника (допустим, по теме «Со став слова»), видит стратегию своего даль нейшего развития. Говоря словами Выгот ского, ученик третьего класса демонстриру ет первокласснику зону его ближайшего развития, а сам третьеклассник, слушая первоклассника, находится в ситуации пов торения. «Знаете, кто больше всех выигрывает в процессе нашего обучения? — говорит На талья Андреевна,— Выигрывает единст венный ученик второго класса Сережа Му- самбёков. Он мною не отключается ни от первого класса, ни от третьего. Он в самом выгодном положении у меня». Забота о рациональном использовании времени, об оптимальном решении учебных задач привела Апалимову к следующей очень важной идее: необходимости внедре ния в учебный процесс технических средств. Скажем прямб: проблема Использования ТСО решается слабо. Учитель стремится прежде всего принести На урок магнитофон, фильм, пластинку лишь тогда, когда ожида ет посещения какой-либо комиссии. Он, учитель, часто в самом деле не чувствует необходимости в использовании технических средств. Причина здесь одна: технические средства принципиально не меняют процес са обучения. К старой дидактике добав ляется то или иное техническое новшество, которое легко может быть заменено елевом учителя. Поскольку с техникой много возни, учитель, как правило, избегает ТСО. У Натальи Андреевны принципиально другой подход к технике. Первоклассники надевают наушники и слушают, допустим, математический диктант. Это не только по зволяет им Отвлечься от занятий третье классников. Назначение магнитофона здесь другое: первоклассник, работая с аппарату рой, получает как бы новый источник моти вации учения. Развивается при этом слухо вое внимание. Шутки с техникой плохи: и это уже знает ученик. Повышается концен трация внимания. А главное, есть возмож ность управлять процессом собственного обучения. Кнопка, которую нажимает пер воклассник, дает ему ощущение самостоя тельности в учении, повышает чувство от ветственности, дает возможность посмот реть на себя со стороны, т. е. развивает первейшее качество самообучения — реф лексию, когда предметом Деятельности уче ника становится собственное познание. Тех ника, которую использует Апалимова, ме няет структуру учебной деятельности уче ника. Можно смело сказать, что здесь рождает ся принципиально новый подход к пробле ме «учитель — ученик». Ученик из объекта педагогической деятельности превращается в субъект деятельности. Учителя всех ма лых школ наслышаны о кабинетах Точи- хинской школы Сузунского района. Эта ма лая школа усилиями одного учителя прев ращена в Ёистему технического обеспече ния процесса обучения. Но парадокс современного обучения со стоит в том, что малым школам не положе на Техника: Ни телевизоры, ни магнитофо ны, Ни многое другое, что позволило бы пе ревести обучение на принципиально Новый уровень. Апалимова мечтает о Нескольких магнитофонах, о телевизоре. Известно, что школа наша слабо или почти совсем не ис пользует учебные программы по телевиде нию, эта естественно. В условиях современ ной большой школы трудно, приспособиться к учебным передачам. Но это не становит ся проблемой в малой школе. Апалимова размышляет о совместных (1, 2, 3 классы) телеуроках, их обсуждениях, о включении телеуроков в структуру учебного времени, но телевизор не полагается малым школам. Наш количественный подход к нуждам на родного образования дает здесь, в малых школах, ощутимую осечку. Сейчас в мире наблюдается новый бум, связанный С применением микро-ЭВМ в об разовании. Персональные компьютеры е на- . берем игр и преграммированных курсов в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2