Сибирские огни, № 7 - 1983
деревня. — это еще и пустынная земля. Когда председатель колхоза имени Куй бышева депутат, Верховного Совета СССР Николай Федорович Шишкин сам первый заводит разговор о Малой Крутишке или о тех же Крючках, то, помимо экономиче ских расчетов (говорящих, кстати, в поль зу сохранения малых сел), в страстной его речи то и дело прорывается: «Это же Швейцария!.. Сибирская Швейцария!» Николай Федорович, не заглядывая в записи, на память сообщает, сколько уми рающая деревенька Клитенка давала госу дарству молока, сколько одно отделение сдавало мяса, и тут же производит пере расчет этой продукции на вновь создан ный совхоз. Перерасчет не в пользу послед него. С чего нужно возрождать села, по мне нию Н. Ф. Шишкина? — С развития народного образования. Со школы. С жилья. Начни сейчас Соловь ев, председатель колхоза «Пламя», строить жилье, и я уверен, что Малая Крутишка развивалась бы быстрее, чем центральная усадьба. Надо же учитывать сложившиеся традиции, тягу людей к своей земле. Член правительства Шишкин прав: села спасти можно. Тому немало примеров в разных районах нашей области, в том числе и в Суэуяском. В «Земледельце», который находился на грани умирания, построен детский сад. Сейчас там 30 детей. Столько же в малокомелектной школе, где трудятся две учительницы. Прекрасные две улицы села застроены современными одноэтажны ми домами со всеми надворными построй ками, позволяющими сочетать городские бытовые удобства с ведением, подсобного домашнего хозяйства. «Земледелец», знав ший период 'затухания, переживает полосу расцвета. Здесь с гордостью показывают прежде всего предприятия социально- культурного назначения, понимая, что от этого в значительной степени зави сит жизнь села. В просторной сельской школе много света, воздуха. Дети доярок, чабанов, механизаторов воспитываются в родном селе. Они наперебой рассказывают о домашних животных, о повадках быков, кур, о том, как поят маленьких телят, как дают сена корове. Нетрудно понять, что здесь, в «Земледельце», нашли оптималь ный вариант спасения села. Очевидно, что укрепление малой школы может быть эффективным фактором стаби лизации населения деревень и развития сельскохозяйственного производства. В ка честве примера можно взять совхоз «Берд- ский» Искитимского района. Одно из его оГделений расположено в поселке Алек сандровском. Здесь в 1972 году была пост роена на средства хозяйства и силами сво их строителей восьмилетка со спортивным залом, мастерскими, учебными кабинетами. А ведь этот поселок считался «неперспек тивным», население в нем быстро убывало, к 1972 году осталось всего 375 жителей. На первый взгляд — явное расточительст во. Однако новая школа буквально возро дила село, люди поверили в его будущее, стали прибывать молодые семьи, я через восемь лет население достигло почти 500 человек. Это позволило создать орошаемое поле площадью 560 га, укрепить другие хозяйственные участки и в конце концов увеличить годовой объем производства в поселке до 1,7 млн. рублей, то есть более чем в два раза. Точно тНк же, опираясь на рринцня one-’ режающего развития школы, совхоз возро дил «умирающие» поселки Рощинский и Рябчинка, где процесс сокращения населе ния сменился быстрым ростом, а на этой основе годовой объем производства в этих поселках был поднят с 1606 до 3423 тыс. рублей. Это многократно перекрыло затра ты совхоза на строительство школ. Директор совхоза Герой Социалистиче ского Труда, кандидат сельскохозяйствен ных наук И. И. Леунов считает, что шко ла — это, образно говоря, та «печка», от которой следует «танцевать», заботясь о развитии хозяйства. Да, школа — важнейший фактор соци ального развития современной деревни. От уровня ее работы во многом зависит жела ние или, напротив, нежелание молодых лю дей жить и трудиться на селе, зависят в определенной мере и отношения в семьях, и общий моральный климат в деревне. Хо рошая школа — весомый аргумент при вы боре родителям« места жительства и ра боты. Хорошо сказал председатель колхоза имени Карла Маркса Николай Иванович Липатов: «Не будет школы — люди уедут, люди уедут — будет пустырь». Быть школе — жить селу. Это не просто фраза. Чтобы понять всю глубину и значи тельность данного тезиса, надо хоть один день прожить в селе Украинка Купинского района. Главное место в селе— школа. Главный человек в Украинке — Наталья Андреевна Апалимова. Человек, известный всему району. Когда говорят об Украинке, прежде всего говорят о Наталье Андреевне. Село Украинка утопает в березах. Белые хатки чем-то напоминают украинские села, хотя живут здесь не только украинцы, но и казахи, татары, русские, немцы. Наталья Андреевна учила всех жителей Украинки. «Только пенсионеры у меня не учились». Из 40 трудовых лет 38 отданы украинской малокомплектной начальной школе. В этом году у Натальи Андреевны в первом классе 5 человек, во втором — один, в третьем — тоже пять человек. Послушаем, что говорит о ■(аких школах сама Наталья Андреевна: «Работать невыносимо тяжело. Закрыть бы такие школы или, наоборот, перестроить их как-то по-иному. Постоян но живет тревога: боюсь детям недодать знаний. Программы очень сложные. Чтобы по-настоящему работать, без ущерба знани ям, нужно в корне изменить условия обуче ния в наших малых школах». Что же имеет в виду Апалимова, говоря о необходимости изменения условий обу чения? О чем говорит ее собственный опыт? В представлении большинства людей ма лая школр — своеобразное социальное уродство, воплощение плохо решенных со циальных и педагогических задач. Основ ным аргументом выступает тот факт, что учитель ведет одновременно три класса. Инерция нашего педагогического мышления не может допустить никаких положитель ных моментов в существовании таких школ. Наша педагогическая мысль подходит к ним с прежних позиций, когда их сущест вование считалось явлением временным, 69 ос-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2