Сибирские огни, № 7 - 1983

деревня. — это еще и пустынная земля. Когда председатель колхоза имени Куй­ бышева депутат, Верховного Совета СССР Николай Федорович Шишкин сам первый заводит разговор о Малой Крутишке или о тех же Крючках, то, помимо экономиче­ ских расчетов (говорящих, кстати, в поль­ зу сохранения малых сел), в страстной его речи то и дело прорывается: «Это же Швейцария!.. Сибирская Швейцария!» Николай Федорович, не заглядывая в записи, на память сообщает, сколько уми­ рающая деревенька Клитенка давала госу­ дарству молока, сколько одно отделение сдавало мяса, и тут же производит пере­ расчет этой продукции на вновь создан­ ный совхоз. Перерасчет не в пользу послед­ него. С чего нужно возрождать села, по мне­ нию Н. Ф. Шишкина? — С развития народного образования. Со школы. С жилья. Начни сейчас Соловь­ ев, председатель колхоза «Пламя», строить жилье, и я уверен, что Малая Крутишка развивалась бы быстрее, чем центральная усадьба. Надо же учитывать сложившиеся традиции, тягу людей к своей земле. Член правительства Шишкин прав: села спасти можно. Тому немало примеров в разных районах нашей области, в том числе и в Суэуяском. В «Земледельце», который находился на грани умирания, построен детский сад. Сейчас там 30 детей. Столько же в малокомелектной школе, где трудятся две учительницы. Прекрасные две улицы села застроены современными одноэтажны­ ми домами со всеми надворными построй­ ками, позволяющими сочетать городские бытовые удобства с ведением, подсобного домашнего хозяйства. «Земледелец», знав­ ший период 'затухания, переживает полосу расцвета. Здесь с гордостью показывают прежде всего предприятия социально- культурного назначения, понимая, что от этого в значительной степени зави­ сит жизнь села. В просторной сельской школе много света, воздуха. Дети доярок, чабанов, механизаторов воспитываются в родном селе. Они наперебой рассказывают о домашних животных, о повадках быков, кур, о том, как поят маленьких телят, как дают сена корове. Нетрудно понять, что здесь, в «Земледельце», нашли оптималь­ ный вариант спасения села. Очевидно, что укрепление малой школы может быть эффективным фактором стаби­ лизации населения деревень и развития сельскохозяйственного производства. В ка­ честве примера можно взять совхоз «Берд- ский» Искитимского района. Одно из его оГделений расположено в поселке Алек­ сандровском. Здесь в 1972 году была пост­ роена на средства хозяйства и силами сво­ их строителей восьмилетка со спортивным залом, мастерскими, учебными кабинетами. А ведь этот поселок считался «неперспек­ тивным», население в нем быстро убывало, к 1972 году осталось всего 375 жителей. На первый взгляд — явное расточительст­ во. Однако новая школа буквально возро­ дила село, люди поверили в его будущее, стали прибывать молодые семьи, я через восемь лет население достигло почти 500 человек. Это позволило создать орошаемое поле площадью 560 га, укрепить другие хозяйственные участки и в конце концов увеличить годовой объем производства в поселке до 1,7 млн. рублей, то есть более чем в два раза. Точно тНк же, опираясь на рринцня one-’ режающего развития школы, совхоз возро­ дил «умирающие» поселки Рощинский и Рябчинка, где процесс сокращения населе­ ния сменился быстрым ростом, а на этой основе годовой объем производства в этих поселках был поднят с 1606 до 3423 тыс. рублей. Это многократно перекрыло затра­ ты совхоза на строительство школ. Директор совхоза Герой Социалистиче­ ского Труда, кандидат сельскохозяйствен­ ных наук И. И. Леунов считает, что шко­ ла — это, образно говоря, та «печка», от которой следует «танцевать», заботясь о развитии хозяйства. Да, школа — важнейший фактор соци­ ального развития современной деревни. От уровня ее работы во многом зависит жела­ ние или, напротив, нежелание молодых лю­ дей жить и трудиться на селе, зависят в определенной мере и отношения в семьях, и общий моральный климат в деревне. Хо­ рошая школа — весомый аргумент при вы­ боре родителям« места жительства и ра­ боты. Хорошо сказал председатель колхоза имени Карла Маркса Николай Иванович Липатов: «Не будет школы — люди уедут, люди уедут — будет пустырь». Быть школе — жить селу. Это не просто фраза. Чтобы понять всю глубину и значи­ тельность данного тезиса, надо хоть один день прожить в селе Украинка Купинского района. Главное место в селе— школа. Главный человек в Украинке — Наталья Андреевна Апалимова. Человек, известный всему району. Когда говорят об Украинке, прежде всего говорят о Наталье Андреевне. Село Украинка утопает в березах. Белые хатки чем-то напоминают украинские села, хотя живут здесь не только украинцы, но и казахи, татары, русские, немцы. Наталья Андреевна учила всех жителей Украинки. «Только пенсионеры у меня не учились». Из 40 трудовых лет 38 отданы украинской малокомплектной начальной школе. В этом году у Натальи Андреевны в первом классе 5 человек, во втором — один, в третьем — тоже пять человек. Послушаем, что говорит о ■(аких школах сама Наталья Андреевна: «Работать невыносимо тяжело. Закрыть бы такие школы или, наоборот, перестроить их как-то по-иному. Постоян­ но живет тревога: боюсь детям недодать знаний. Программы очень сложные. Чтобы по-настоящему работать, без ущерба знани­ ям, нужно в корне изменить условия обуче­ ния в наших малых школах». Что же имеет в виду Апалимова, говоря о необходимости изменения условий обу­ чения? О чем говорит ее собственный опыт? В представлении большинства людей ма­ лая школр — своеобразное социальное уродство, воплощение плохо решенных со­ циальных и педагогических задач. Основ­ ным аргументом выступает тот факт, что учитель ведет одновременно три класса. Инерция нашего педагогического мышления не может допустить никаких положитель­ ных моментов в существовании таких школ. Наша педагогическая мысль подходит к ним с прежних позиций, когда их сущест­ вование считалось явлением временным, 69 ос-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2