Сибирские огни, № 7 - 1983
чёские подсчеты, то стало бы ясно, что бригаду не надо переводить на централь ную усадьбу. Село очень красивое. Люди не хотели отсюда уезжать». Сам Василий Афанасьевич закончил на чальную школу в той самой Березовке, от которой осталась малюсенькая улочка. Одно из самых красивых мест Кыштов- ского района тоже связано с грустными во споминаниями — это село Худышка. 18 дво ров. Деревня в лесу. Кругом ягоды, невда леке — кедрач. Хозяин крайней избы — Фе дор, Гаврилович Уткин. Ему за 70 лет. Про шел всю войну. Страдает от мысли, что Ху дышке приходит конец. Четверо детей Фе дора Гавриловича разъехались по белу свету. Он говорит: «Уехали самые труженики, головка ос новная уехала. Большинство из-за школы». «Что нужно сделать, чтобы Худышка возродилась? — поддерживает его секре тарь райкома КПСС Леонид Кузьмич Гям- мер.— Школу открыть. Люди сразу вернут ся». Так вот: в Худышке решено открыть на чальную школу. С нее начнется возрожде ние старинного русского села. Бытует мнение, ,что глубокая привязан ность к земле, к дому, построенному руками деда, есть привилегия старых людей, испы тывающих на закате лет ностальгию по истокам своего детства. Но вот теперь вы ясняется, что и люди средних лет, и даже молодые испытывают острую боль при одной мысли, что им нужно покинуть род ной кров. Исчезающая деревня Крючки Сузунско- го района похожа, как капля воды, на другие умирающие села, но в четырех крючковских избах живут люди не пенси онного возраста. Хозяину крайней избы все го 44 года. Восемь человек, пятую зиму, живущие в таком составе, не мыслят жиз ни вне Крючков. Почему же эти восемь Человек не 'уезжа ют из Крючков? Почему идут на большие трудности, связанные с ежедневными по ездками в село Харьковка (новый совхоз), но упорно держатся за свое село, которого практически нет? Здесь, в Крючках, отчет ливо видно, что такое любовь к земле, к родному очагу, к родному краю. Считается, что у современного человека ослаблены эти связи. Достаточно встретиться с семь ей Ольги Григорьевны Ивкиной, и станет ясно, как ошибочно такое мнение. Село ос новали родные дядья Ольги Григорьевны. Их было четверо, братьев Крючковых. От сюда и пошло название — «Крючки». Для кого-то название села звучит непоэтично, но только не для Ольги Григорьевны. Не хочется уезжать из села. Хочется умереть здесь. Но уезжать придется. Скот не пьет талую воду. Сами пьют ту воду, что привозят из Харьковки. Зимой натаи вают снег. И все-таки упорно, держатся за землю. Не хотят верить, что Крючки навсе гда исчезнут. Последняя надежда рухнула, когда сняли телефон. Кому-то на Заковря- жинской АТС понадобилась телефонная точка... Наверное, последним из села уедет Алек сандр Константинович Дронов, учитель, который 26 лет проработал в Крючковской малокомплектной школе. Численность уча щихся доходила до пятидесяти в 1948 го ду. По четыре человека сидели за партой. Школа стояла в центре села. Самое кра сивое здание. И по сей день видно, что ее. холили и лелеяли те, кто в нёй работал. Жена учителя сама белила и красила шко лу. В последние годы здесь было паровое отопление. Об учениках говорят с гор достью. Крючковских ребят после четвер того класса принимали в 'Заковряжино, в двенадцати верстах. ‘ Опытные и строгие учителя Филичев и Алешин (первый — ма тематик, второй— языковед) с похвалой отзываются о крючковских учащихся. Каждое утро Александр Константинович запрягает лошадь и едет в совхоз, распо ложенный в Харьковке, где работает учи телем. Каждое утро проезжает мимо шко лы, в которой учил детей двадцать шесть лет. Вспоминает то время, когда в Крюч ках была большая комсомольская органи зация, на весь район гремела художествен ная самодеятельность. Вспоминает Евтюхо- ва, сельского режиссера, приобщавшего к искусству театра больших и маленьких крючковцев. Вспоминает Егора Ивановича Янина, старейшего жителя Крючков, уехавшего в прошлом году в Заковряжино. Плакал — не хотел уезжать... Наблюдения за состоянием исчезающих деревень подтверждают мысль, высказан ную секретарем ЦК КПСС М. С. Горбаче вым в. статье «Продовольственная прог рамма и задачи ее реализации», опублико ванной в журнале «Коммунист»: «Массовый отток сельских жителей в города из райо нов с низким уровнем социально-бытовых условий нарушает естественное воспроиз водство деревенского населения, сдерживает развитие сельского хозяйства». ШКОЛА И РО ДН ОЙ КРАЙ Отношение к проблеме' исчезновения сел двоякое. Некоторые считают, что процесс умирания деревень естественный, так же, как и миграция населения. Один из моло дых руководителей совхоза считает, что процесс этот остановить было нельзя... Волнует ли его миграция? «О некоторых сожалею, а многим, кото рые приезжали, просили квартиры, говорил прямо: «Ты нам.не нужен». Квартиры да вал ключевым людям». Сколько же их, неключевых людей, поль зуясь терминологией этого хозяйственника, навсегда покинули села? Как тут не вспом нить слова нашего земляка Василия Мака ровича Шукшина, заметившего, что кри тиковать деревенского жителя, отправив шегося в. город,— это все равно, что стре лять по бегущей мишени. В рассуждениях тех, кто не видит боль шой беды в исчезновении сел, недостает очень существенного момента, напрямую выводящего нас на проблемы экологии. Сегодняшний хозяйственник, как, впрочем, и любой современный человек, должен об ладать экологическим мышлением. Земля — это не только источник трудовых ресурсов, не только кормилица наша, Она представ ляет собой часть биосферы, имеющей еще и самостоятельную ценность. Утилитарный взгляд на природу уже не раз оборачивал ся трагическими ситуациями. Исчезнувшая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2