Сибирские огни, № 7 - 1983
ленькой? Брльшой? Естественное желание дать всем детям хорошее образование на талкивает на идею концентрации педагоги ческих сил. К примеру, в Сузунском райо не существует 10 средних школ и только одна восьмилетняя. Здесь отказались от восьмилетних школ-малюток. И логика своя в том есть. При строительстве средних школ было задумано целенаправленное ос нащение их веем необходимым: кадрами, инвентарем, техническими средствами... Такая стратегия организации народного образования имеет свои плюсы: легче укомплектовать меньшее количество школ квалифицированными кадрами, следова тельно, успешнее решаются учебно-воспи тательные задачи. При средних сельских школах выстроены интернаты. Их сооруже ние шло параллельно с сосредоточением среднего образования в крупных селах. Ка залось бы, такой вариант позволяет поло жительно решать многие вопросы воспита ния. Но наблюдения показывают, что в усло виях сельского интернатного обучения и воспитания (на протяжении всего учебного года) формируется психология ребенка, ко торому потребности и интересы сельского жителя становятся если не чуждыми, то и не кровными. Как бы ни были педагогически интересно организованы труд и отдых детей в при школьном интернате, ничто не может срав ниться с ежедневным участием ребенка в сельскохозяйственном труде, который вна чале, в раннем детстве, предстает для него как труд домашний. Формирование потреб ности в труде совершается здесь в услови ях естественных, в ходе совместного труда при четком разграничении обязанностей: бабушка делает это, папа — другое, ма ма — третье, а вот это делает ребенок. Попадая нередко с первого класса в условия интернатного содержания, ребенок выпадает из ежедневного участия в до машнем труде. Высвобождающееся время создает проблему досуга, которая,не всег да может быть решена правильно.. В пси хологии ребенка появляются качества, ко торые вызывают тревогу: потребительство, граничащее с тунеядством, инфантилизм, нежелание и неспособность трудиться, при вычка к бездумному времяпрепровожде нию. Жизнь в течение десяти лет вдали от дома подрывает интимно-личностные связи с родителями, что не может, в свою очередь, не сказаться отрицательно на формирова нии качеств личности. Ребенок, приезжа ющий домой в субботу вечером, чувствует себя гостем, которому должны быть рады. Если он сам топил баню, то теперь родите ли чаще всего уберегают дитя от грязной работы. У Вильмы Константиновны Кабановой, технички Мало-Крутишкинской школы (Су- зунокий район), сын Алеша учится в сосед нем селе Шайдурово. Вильма Константи- нррна говорит именно об этих трудностях в воспитании: «Дите свое совсем не вижу. Приедет в субботу, а я и не знаю, то ли его пожалеть, то ли поругать». Здесь же в беседе приняла участие Мария Николаевна Головина. Сын ее, меньший, тоже учится в шестом классе. «Смотреть больно, хоть плачь... Как отправ- лять-то ребенка зимой: тр сам замерзнет, то рука, то нога. Маленький ведь был совеем, уезДал-тр когда.' Уехать бы отсюда, да дети не •дают. Лучше нашей Крутишки во всем свете нет». Завуч Калачинской восьмилетней шко лы Валентин Николаевич Гавриков рассма тривает эту проблему и как учитель, и как родитель одновременно. Его сын только в 9 классе стал жить в интернате. «И, знаете, я стал замечать в сыне изменения. Прежде всего по отношению к труду домашнему. «Сходи, дай корове сена»,— говорит моя жена сыну, а в ответ слышит: «А что, отец не может?» Кто они, эти молодые люди, которые сразу после окончания школы уезжают в город, а в деревню наведываются только за тем, чтобы нагрузить сумки продуктами? «Это те дети, которы|е не знают цену тру ду,— продолжает завуч школы.—' Они не могут понять, что подсобное домашнее хо зяйство •— не только товарная- прибыль. Я лично люблю этот труд за то, что он мне дает возможность переключений. Сложный нервный учительский труд необходимо че редовать с трудом физическим. Лично я как бы раскрепощаюсь в заботах по до машнему хозяйству. И для ребенка работа эта дрлжнэ быть источником многих важ ных эмоций, а не только тягртой. Разве общение с природой не одаривает челове ка нравственными ценностями? Вот говорят хорошие слова о рыбалке. А общение с до машними животными? Прйвязаннрсть в живому? Без всего этого трудно воспитать человека, преданного земле»! В ряде пришкольных интернатов дирек тора пошли на самодеятельное комбиниро вание жизни в интернате, при школе, и ежедневного пребывания дома. Послушаем, что по этому поводу говорит опытный ди ректор средней школы из Купинского рай она Екатерина Андреевна Андрютина: «Обратили внимание на то, что у наших сельских детей как весной, так и осенью стало замечаться какое-то благодушное настроение. Дома идут полным ходом сель скохозяйственные работы, а ребенок спо койно «балдеет» в интернате,- ’ Как же быть? Как вернуть ребенку это ощу щение заботы о своем собственном до ме, собственном хозяйстве? Ведь без этсцо нельзя вырастить хорошего работника. Ду мали, советовались и решили: будем еже дневно возить детей домой в осенний период в течение всей первой четверти, а весной, если дорога хорошая, уже где-то с 20 ап реля снова начнем ежедневный подвоз. По нимаете, когда световой день увеличивает ся, время словно растягивается, ученик должен научиться беречь свое время, кото рое принадлежит не только ему. И еще, что очень важно: мы стали замечать, что в интернатах уходит тоска детей по дому. А это плохо. Без любви к дому, к своей де ревне, своему краю трудно воспитать хоро шего человека. Пусть ребенок проведет сво бодное время в домашнем кругу». А к^к при таком подходе решаются проб лемы внеклассной работы? «Просто,— отвечает Екатерина Андреев на,— вся кружковая и другая дополнитель ная работа осуществляется до 5 часов ве чера. Кабинетная система дает возмож ность сосредоточить весь необходимый ма териал и для ученика, и для учителя в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2